НАШ ЦИТАТНИК: «В 2024-м вступил в силу закон об НДС для застройщиков нежилой недвижимости. Все, кто успел получить разрешение на строительство апарт-отелей до этого, еще выведут свои проекты, но дальше это будет очень редкий продукт и другая стоимость реализации...» Яна Лепешина

19 апреля, 00:25

В феврале Росреестр зарегистрировал в Петербурге 7393 ДДУ

18 марта 2022 в 06:30

В феврале 2022 года Росреестр зарегистрировал в Петербурге 7393 договора долевого участия. Цены замерли; активность на вторичном рынке начинает снижаться.

Фото: Freepik.com

Продаж на первичном рынке получилось на 24,2% больше, в январе, когда было зафиксировано 5949 договоров. И больше, чем год назад, в феврале 2021 года (5946 ДДУ). Но меньше, чем до пандемии, в спокойном (как теперь выясняется) 2019 году: 8840 договоров за февраль. Цены держатся: несколько крупных застройщиков с началом известных событий заявили о «заморозке» цен в своих проектах. Важнее сохранить объем продаж, чем увеличить прибыль.

На вторичном рынке показатели объема сделок купли-продажи держатся на привычном уровне, 7,5–8 тыс. продаж в месяц, около 15–16 тыс. сделок за два зимних месяца, за исключением некоторого провала в 2020-м (см. табл. 1). В начале марта активность на вторичном рынке стала снижаться. 

По данным Сергея Галалу, генерального директора АН «Итака», цены пока держатся на привычном уровне. Снижение средних цен по отдельным категориям жилья, скорее всего, станет заметным в апреле–мае. Раньше других «просядет» жилье с недостатками, старое, требующее ремонта. (Ремонт уже подорожал – см. обзор по стройматериалам.) Примерно так же оценивает перспективы Виталий Люсин, генеральный директор АН Insiders: пока общий уровень цен поддерживается за счет «новых покупателей», тех, кто что-то продал или «вышел в деньги» и теперь ищет подходящие варианты. Но средства, выведенные с депозитов, на рынок жилья уже почти не давят.

Ипотека неуклонно растет, год от года все больше сделок по покупке жилья совершалось в кредит. В 2020 году общая сумма задолженности петербуржцев к началу февраля составляла 488 532 млн рублей, в 2021-м – 603 478 млн, в 2022 году – 790 022 млн рублей. Это без процентов. За два года – рост в 1,62 раза. Чтобы было понятнее: каждый петербуржец, включая несмышленых младенцев и пенсионеров, должен банкам за жилье около 147 тыс. рублей. Это только по ипотеке, не считая потребительских и автокредитов. Доля просроченных ипотечных платежей пока небольшая: 0,4%.

Сколько всего петербуржцев имеет задолженность по ипотечным займам, неизвестно: Банк России такую статистику не ведет. По экспертным оценкам и примерным расчетам финансистов – около 350 тыс. человек. Работающих граждан в Петербурге примерно 1,5 млн человек. Из них до конца года потеряют рабочее место около 100–120 тыс. человек. (По прогнозу, безработица в 2022 году составит 7–10%.) Кому-то удастся найти другую работу, кто-то сядет на пособие...

И вот когда эти два множества – ипотечные должники и «новые безработные» – начнут пересекаться, тогда и наступят главные события на рынке жилья.

А пока мы фиксируем цифры относительно благополучного февраля. Последствия санкций, экстренного повышения ключевой ставки ЦБ начнут сказываться в марте–апреле, изменения на рынке труда – в мае–июне.