НАШ ЦИТАТНИК: «Главная проблема рассрочек на рынке новостроек в том, что в отчетности выручка показывается, а по факту ее еще нет. И на эскроу-счете тоже нет. Кроме того, чем волатильнее ситуация, тем выше риск, что договор с рассрочкой будет расторгнут...» Максим Ельцов

3 декабря, 17:15

Росреестр собирается запретить передачу сведений из ЕГРН третьим лицам. Как это повлияет на рынок?

2 июня 2019 в 21:00

Росреестр собирается запретить передачу сведений из ЕГРН третьим лицам. За нарушение – штраф: для граждан – 50 000, для юрлиц – до 600 000 рублей. Своим мнением с NSP поделились Дмитрий Некрестьянов, Игорь Горский, Ольга Ульянова, Александр Орт, Роман Строилов и др.

Как вы думаете, с чего вдруг чиновники так забеспокоились? В чём причина этой странной инициативы? Может, на самом деле так неуклюже борются с посредниками? Или ведомство само собирается зарабатывать и избавляется от конкурентов? Или начальство сильно раздражают публикации о недвижимости высокопоставленных лиц? Какие последствия для рынка будет иметь такой запрет, если его всё-таки введут? (Кстати, как вы оцениваете шансы на принятие этой нормы?).

Ольга Аткачис,
генеральный директор А2 Retail:
– Сложно сказать, почему Росреестр рассматривает подобные ограничения. С уверенностью можно утверждать одно: если инициативу примут в сегодняшнем виде, это повлечёт за собой огромное количество проблем в любой сфере, которая касается недвижимости, неважно, жилой или коммерческой. Вполне вероятно, что ограничения вызовут всплеск коррупции в Росреестре, когда отдельные игроки захотят получать информацию по старым правилам. Возможно, появится новый механизм бесконтрольной перепродажи сведений из ЕГРН через посредников. И эта инициатива не повысит защиту персональных данных россиян: в Росреестре и сегодня есть услуга, которая позволяет закрыть сведения о себе для запросов третьих лиц.

Скорее на нововведении все будут просто зарабатывать. И я очень надеюсь, что закон будет хорошо проработан. В том виде, в каком он существует сегодня, принимать его нельзя. Возможно, стоит сменить подход. Если ставится задача ликвидировать посредников, продающих информацию из ЕГРН, лучше присмотреться к сайтам, которые предлагают такую услугу, а не закрывать доступ к данным Росреестра для тех, кому они действительно необходимы. 

Дмитрий Некрестьянов,
партнёр АБ «Качкин и Партнёры»: 
– С учётом того, что озвученная причина звучит абсурдно, цель явно другая. Думаю, это связано с попыткой избегать скандалов при публикации громких расследований. Не вижу, какой вред могут причинять государству «посредники»: если гражданин может получить те же данные на сайте Росреестра дешевле, он выберет именно этот способ. То есть рынок сам этот вопрос спокойно регулирует. В связи с этим я ещё могу как-то понять повышение стоимости (хотя государство не должно зарабатывать, а должно лишь компенсировать свои расходы, так как это госуслуга), но уж точно не вижу никаких оснований для административной ответственности.

К сожалению, последнее время многие законопроекты, кажущиеся абсурдными, в итоге становятся законами, так что я  настроен пессимистично.
Результат этой инициативы будет катастрофичен. Например, проверку прав на объекты проводят юристы; они отражают эти данные в отчёте, который отдают доверителю. Это автоматически делает их субъектами предлагаемого состава административного нарушения. Мы вернёмся в «лихие» 1990-е, когда проверка титула на объект – практически лотерея.

Игорь Горский,
президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: 
– Законопроект ещё не готов, поэтому могу лишь предполагать, что это сделано для повышения добросовестной конкуренции. Возможно, организации, получающие бесплатный доступ к подобной информации, могут передавать её третьим лицам, чтобы получать преференции в крупных тендерах. Но риэлторскому сообществу, да и обычным гражданам, которые намереваются приобретать недвижимость, этот закон, если его примут, подставит серьёзную подножку. Другого механизма подтверждения прав собственности, кроме выписки из ЕГРН, в России сейчас нет. Благодаря открытой позиции Росреестра рынок сделок с недвижимостью цивилизованный и прозрачный: исключается заключение договоров о продаже квартир с лжесобственниками. Надеюсь, что так будет и впредь. 

Яков Волков,
генеральный директор группы компаний Active:
– Вероятно, так власти намерены бороться с посредниками, перепродающими гражданам информацию из государственной базы данных. Инициатива, возможно, и здравая. Однако формулировки проекта Минэкономразвития настолько обтекаемы, что могут создать серьёзные проблемы добросовестным участникам рынка. Риэлтор, например, не сможет передавать информацию о квартире её потенциальному покупателю. Для этого потребуется нотариально заверенная доверенность, то есть – дополнительные сложности и новая статья расходов для клиента. Если будут введены заградительные тарифы на доступ к ЕГРН, вырастут издержки риэлторских агентств. Сейчас юрлицо просматривает сведения о сотне тысяч объектов недвижимости за 108 000 рублей. Чиновники же планируют поднять стоимость этой опции до 3 млн. Возможно агентствам придётся приобретать данные совместно, потому что потянуть такую строку расходов в Петербурге не сможет 90% риэлторского рынка.

Дарья Филина,
руководитель практики «Недвижимость и строительство» бюро юридических стратегий Legal to Business: 
– Законодательная инициатива направлена на борьбу с мошенническими действиями, в результате которых добросовестные граждане и предприниматели могут лишиться прав на объекты недвижимости. Буквально на днях был выявлен первый случай отчуждения квартиры по договору дарения, подписанному ЭЦП. Теперь сделки можно проводить с помощью электронной подписи, и злоумышленники получили возможность подделывать необходимые документы, имея на руках лишь паспортные данные потенциальной жертвы и технические характеристики объекта недвижимости. А вот их-то как раз и можно получить из ЕГРН. Второй причиной, вполне вероятно, является желание ведомства самому зарабатывать на выдаче выписок в ускоренном режиме. Что же касается ограничения деятельности посредников – здесь необходимо более тщательно взвесить «за» и «против». Коллеги уже высказали мнение, что введение запрета входит в противоречие с законом об информации. Кроме того, принятие поправок в КоАП РФ создаст угрозу для деятельности риэлторов, потому что они не смогут собирать информацию в интересах клиента без нотариальной доверенности и гарантировать юридическую чистоту объекта.  С другой стороны, инициативу Росреестра поддерживает Минэкономразвития. Поэтому шансы на принятие закона весьма высоки, хотя, возможно, и будут внесены некоторые корректировки. 

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:
– Застройщиков это нововведение не затрагивает, оно касается преимущественно риэлторского сообщества. Возможно, Росреестр сильно раздражают перекупщики, перепродающие его информацию втрое дороже, и он хочет самостоятельно и единолично зарабатывать на подобных услугах. Кроме того, резоном может быть и сохранение в тайне информации о недвижимости чиновников или политиков. Для простых же граждан, решающих свои квартирные вопросы не больше двух-трёх раз в жизни, повышение стоимости выписки пройдёт незамеченным.

Алексей Баринов,
коммерческий директор компании «ФАКТ. Коттеджные посёлки»:
– Росреестр сообщает, что проект инициирован из-за жалоб граждан на сайты-двойники. Возможно, если такие ресурсы создают мошенники, инициатива ведомства обезопасит население и позволит получать только достоверную информацию по единым тарифам. Сведения из ЕГРН никто запрашивать не запрещает, поэтому проблемы здесь нет.

Ольга Ульянова,
директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»:
– Гадать о причинах появления того или иного законодательного решения – дело неблагодарное. Но определённые неудобства для участников рынка оно, безусловно, принесёт: собственникам придётся выдавать дополнительные разрешения своим представителям или тратить время на сбор документов самостоятельно при сделках с недвижимостью.

И конечно, может пострадать безопасность сделок: покупатель уже сам не сможет проверить статус приобретаемой недвижимости.

Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:
– Думаю, это хорошо, что будет ограничен доступ к ЕГРН третьим лицам. У нас уже не осталось что прятать: телефоны и соцсети собирают и передают наши личные данные, браузеры хранят и раскрывают для использования историю посещения сайтов и онлайн-магазинов, о нашем окружении, движимости и недвижимости известно всё. А если у кого есть что скрывать, оно уже спрятано так надёжно, что никакие раскрытия или, наоборот, запреты доступа ему не страшны.

Владимир Мечтаев,
управляющий партнёр АБ «ФРЕММ»:
– Надеемся, что закон если и примут, то хотя бы не в таком виде. В противном случае это создаст проблемы для большого круга лиц и существенно затруднит работу и адвокатов, и риэлторов, и банков, которые получают эти сведения в интересах  клиентов (то есть третьих лиц). Такой закон может только усложнить электронный документооборот. Закон должен быть направлен на решение проблемы, а не на то, чтобы создавать препятствия законопослушным участниками делового оборота. Запретить всё и всем – это не выход, это проще всего, но не всегда разумно.

Опять-таки непонятно, какую именно цель преследуют законодатели. Если только убрать конкурентов-двойников Росреестра, тогда нужно было формулировать иначе. Если закон хотели принять для повышения доходности Росреестра,  он не нужен. Можно просто повысить тарифы на получение выписок и годовую подписку для просмотра.
А если была цель «убить второго зайца» и запретить таким образом размещать публично информацию о многочисленной недвижимости некоторых чиновников, которых подозревают в коррупции, это не поможет избавиться от перепродажи выписок из ЕГРН…

Елена Бодрова,
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:
– Для начала стоило бы разобраться с самим реестром, где учтены далеко не все объекты или их местоположение указано некорректно.

С учётом того, что свидетельства о собственности не выдаются, ЕГРН теперь единственный способ подтвердить своё право. И любые изменения в процедуре выдачи выписок должны быть очень аккуратными. Наверное, здесь есть здравое зерно, но посыл очень странный. Росреестр должен дать чёткие разъяснения, например, кто такие в данном случае «третьи лица» и что именно поменяется в процедуре.

Роман Строилов,
директор по развитию, партнёр «М2Маркет»: 
– Эта инициатива сделает рынок вторичной недвижимости совершенно непрозрачным. Ведь выписка из ЕГРН служит ключевым документом при принятии решения о покупке квартиры. А без неё покупатель не сможет получить полную достоверную информацию о приобретаемом объекте: есть ли на нём какие-либо обременения, нет ли судебных притязаний и пр. У клиентов упадёт доверие к сделкам на вторичном рынке в принципе.