Пока не Орск, но тревожно: вода в Вуоксе поднялась и начинает подтапливать Приозерск
Глава администрации Приозерского района Александр Соклаков считает, что в подтоплении виноваты финны со своей плотиной.
Парк у крепости «Корела» уже в воде; подтоплены частные домовладения в Заречной части города, в начале улицы Новой, на Усадебной, сообщает глава района Александр Соклаков на свой странице в соцсети "ВКонтакте". По словам г-на на Соклакова, подъем уровня воды связан с увеличением сброса на плотине в Финляндии. В «опасной зоне» ведется подсыпка и укрепление дорог по улицам Чапаева, Скалистая, Березовая и др.
Жители Приозерска добавляют: вода уже вплотную подступила к полотну Чертова моста (деревянный мост у впадения Вуоксы в Ладогу).
По прогнозу Росгидромета, паводок в нашем регионе в этом году будет высокий, но не экстремальный.
В начале апреля тревожно было в Тихвине: речка Тихвинка поднялась на 5 метров, затопило часть территории Успенского монастыря и 82 частных домовладения.
Вода рано или поздно спадет, и тогда начнется «разбор полетов», включая неизбежные вопросы об адекватности действий власти, о помощи потерпевшим и о компенсациях.
В 2020 году, после разрушительных наводнений в Иркутской области и Алтайском крае, правительство РФ утвердило упрощенный порядок обследования жилых домов, пострадавших от паводка. Власти Ленинградской области в феврале 2020-го составили "карту затоплений», она опубликована на странице комитета по природным ресурсам.
В перечень вошли около 100 территорий в 25 населенных пунктах, в основном – в Бокситогорском, Кингисеппском, Гатчинском и Лужском районах. Ни Приозерска, ни Тихвина на этой карте нет. Чиновники также утверждали, что зоны подтопления/затопления включены в сведения Публичной кадастровой карты Росреестра как зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). Проверить не удалось (потому что этот ресурс работает через пень-колоду).
Отдельный вопрос – возможности нового строительства на «территориях повышенного риска». (В 2013-м наводнение смыло дома в Хабаровском крае; граждане отстроились снова и в тех же местах; и в 2019-м их смыло еще раз.)
В январе 2024 года случился публичный конфликт вокруг участков в деревне Синево, на берегу Вуоксы. (Как раз Приозерский район.) Несколько десятков наделов были выставлены на продажу под коттеджный поселок. Местные жители и активисты выступили против. В том числе они указывали, что спорные наделы, по данным областного комитета по природным ресурсам, как раз находятся в зоне подтопления.
Вот что следует из разъяснений Росреестра:
«…В границах зон затопления, подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления…
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав… регистратором осуществляется проверка оснований для приостановления государственного кадастрового учета и соответствия документов ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН».
При этом проверка на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены, государственным регистратором прав не осуществляется».
Проще говоря: строить дома в таких зонах можно, но при постановке построенного на кадастровый учет могут возникнуть проблемы. А дальше – на усмотрение муниципалов: могут написать справку о наличии дамбы или обустройстве канав, могут и отказать. (В Орске, помним, дамба была.)
В среднем по рынку участки и загородные дома на первой линии (у берега озера или реки) стоят на 15–20% дороже, чем такие же, но подальше от воды. Если паводок будет сильным – возможно, маркетологам придется пересматривать концепцию.