НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 14:29

Вокзал в Токсово: второй подход

29 июня 2020 в 07:24

Железнодорожники объявили повторный конкурс на снос вокзала в Токсово и строительство нового здания.

Предыдущий конкурс в начале июня выиграла московская фирма «Стройпроект»; почему с ней не стали заключать контракт, РЖД не сообщает.

Документы по новому тендеру размещены на сайте госзакупок 26 июня, заявки принимают до 13 июля; итоги подведут 17-го июля. Сумма та же – 76 млн рублей. В условиях говорится о «реконструкции вокзального комплекса». Но места для иллюзий не остаётся: там же, в преамбуле ТЗ, указано, что «существующее здание… не является объектом культурного наследия», список работ предусматривает демонтаж существующих построек и бутового фундамента. А далее – новое строительство: каркасные стены и прочее, «с максимальным сохранением в части габаритов». (В московской практике такой подход к памятникам описан изящной формулой: «Снести и воссоздать в монолите».)

Здание вокзала на станции Токсово было построено в 1916–1917 годах по проекту финского архитектора Урхо Пяллия. Как только стало известно о планах по сносу, местные активисты и петербургские градозащитники подали заявку о признании объекта «выявленным памятником регионального значения». Областной Комитет по культуре в положенный срок заявление не рассмотрел; активисты оспорили бездействие власти в прокуратуре;  впрочем, когда скандал выплеснулся в СМИ, была создана комиссия, которая и должна определить ценность и состояние постройки.

Сейчас в СМИ, близких к администрации, и в официальных группах социальных сетей ведётся информационная кампания: постройка-де ценности не представляет, а деревянные конструкции сильно испортились под сайдингом, которым вокзал обшили в ходе ремонта в 2008 году.

Здесь, конечно, есть определённые смысловые неувязки. Если ценности нет – зачем сохранять габариты? А если всё же есть – так, может, стоит постараться и сохранить подлинные конструкции? Тем более что именно сейчас мы так озабочены «сохранением памяти предков» и «преемственностью развития», что аж в Конституцию их вписали…