НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 09:11

Хроники реставрации

29 декабря 2020 в 13:18

В 2020-м в Петербурге, наконец, принесла первые плоды программа «Памятники за рубль» и был определён список исторических жилых домов, подлежащих реставрации в ближайшие 10 лет. Кроме того, финишировал ряд проектов по восстановлению нескольких знаковых для города объектов культурного наследия.

Для нашего города, с его обилием памятников архитектуры и необходимостью защищать их от разрушения, реставрация является отраслью не менее важной, чем новое строительство. К сожалению, её темпы отстают от ущерба, который наносит историческим зданиям время. А крупный бизнес с осторожностью вписывается в такие проекты, справедливо полагая, что суровые законодательные ограничения не сулят ни славы, ни прибыли. 

С федеральным финансированием тоже не всё обстоит гладко. Нельзя не вспомнить скандальную реставрацию консерватории имени Глинки, длящуюся с 2014 года. Подрядчики менялись неоднократно, ситуацией заинтересовался Владимир Путин и теперь работы обещают завершить в 2024-2025 гг.

За бюджетный счет

В уходящем году на мероприятия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия по ведомственной структуре расходов КГИОП было предусмотрено 2,16 млрд рублей. Часть этих денег (а именно – 73 млн рублей) пошла на завершающие этапы реставрации, в частности, фасада главного здания Мариинской больницы, постройки середины XIX века.

Примерно столько же было потрачено на капитальный ремонт лютеранского храма Святой Екатерины на Васильевском острове, леса с которого были сняты в ноябре. В особенно печальном состоянии оказались скульптуры апостолов в нишах на главном фасаде. Их в итоге восстановили, но заменили на современные копии, чтобы обеспечить сохранность исторических оригиналов.

Продолжается реставрация памятника Николаю I на Исаакиевской площади, Казанского собора, Гатчинского дворца, части построек Александро-Невской лавры и Смольного собора, Юсуповского дворца, дома Пашкова на Литейном и дома Монферрана и других объектов. 

Восстановлена дача лесопромышленника Василия Громова в Лопухинском саду, работы велись с 2016-го. Помимо этого, возвращен исторический облик церкви св. Серафима Саровского подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Петергофе, построенной в начале XX века и концу его превратившейся в руины.

«Научно-исследовательские и проектные работы по восстановлению храма начались по программе КГИОП в 2010 году. В 2012-м началась реставрация церкви. За прошедшее время воссозданы пятиглавие и колокольня, отреставрированы фасады. Здание на Ораниенбаумском шоссе вновь обрело «открыточный» вид», - говорит председатель КГИОП Сергей Макаров.

Частная инициатива

Реставрация библиотеки, входящей в состав объекта наследия «Особняк-контора Колобовых» на Большой Зелениной улице интересна тем, что это первый проект, реализованный по программе «памятники за метр». На торгах разыгрывается право аренды на 49 лет здания-памятника, находящегося в руинированном состоянии, а после возрождения объекта, на которое отводится не более 7 лет, пользователь платит по ставке 1 рубль за 1 кв. м в год.

Договор на передачу в аренду инвесторам ещё двух исторических дач в пригородах, находящихся в аварийном состоянии, был подписан в декабре. И еще четыре объекта передадут на тех же условиях  в 2021 году.  

В реставрации наследия участвуют не только бюджет и бизнес. В Петербурге особенно активен в этом направлении Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. Он начал в 2015-м и завершил в 2020 году реставрацию собора Пресвятой Троицы киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, взорванного в 1938 году.

Кроме того, произошло «символическое» восстановление Троицкой церкви – первого храма Петербурга, уничтоженного в 1933 году. Поскольку по ряду причин воссоздать его невозможно, по инициативе Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге на Троицкой площади был установлен миниатюрный образ церкви, изготовленный по сохранившимся изображениям.

«Троицкая церковь – объект знаковый не только для Петербурга, но и для всей России. Прежде всего, это первый храм новой столицы страны. Царь лично участвовал в его обустройстве. Храм был местом проведения торжественных богослужений, которыми отмечались важнейшие государственные события, такие, например, как Полтавская виктория и Ништадтский мир. Здесь же Петр I был провозглашен Императором Всероссийским. То есть Троицкая церковь – это место рождения Российской империи, дорогое сердцу каждого россиянина», - говорит представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Филипп Грибанов.

Наконец, под самый Новый год было объявлено о завершении восстановления башенки дома причта на проспекте Обуховской Обороны. Он составляет единый ансамбль с церковью Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), строительство которой на прежнем месте и в точном соответствии с историческим обликом планируется завершить в 2022 году.

В поисках компромисса

В начале 2020-го завершился приём заявок на разработку проектов реставрации фасадов жилых домов-памятников по программе КГИОП. В неё были включены 255 объектов. В течение 10 лет на эти цели из городского бюджета планируют выделить более 17 млрд рублей. Начало работ запланировано на 2021-й.

За календарный год власти хотят обеспечить реставрацию 25 многоквартирных домов, представляющих архитектурную ценность. Много это или мало? Ну, конечно, мало! В Петербурге зданий-памятников около 9000, из них жилых – почти 2000. Это 15% от всех таких домов в России, и такой концентрации нет ни в одном другом городе даже близко.

Зачастую ремонт таких объектов является перманентным процессом — от 20% до 30% памятников необходимо частично реставрировать ежегодно, иначе они быстро разрушатся. Разумеется, все это стоит недешево. В странах, где есть схожие проблемы, например, в Италии, выход нашли в совершенствовании программ, которые позволяют инвесторам получать такие здания за символические деньги, но при условии их восстановления и содержания. Петербург только сейчас дозрел до аналогичных шагов и, будем надеяться, на этом не остановится.