Минстрой пришёл за УК?
Минстрой представил проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Ведомство предлагает создать региональных операторов по управлению жилым фондом.
В Минстрое проблемы в работе управляющих компаний объясняют большим объёмом задолженностей, ограничением предельного платежа за коммунальные услуги вместо адресной помощи, дефицит профессиональных кадров из-за непривлекательности рабочих мест.
Управляющие компании, как считает ведомство, не имеют мотивации для того, чтобы снижать затраты, повышать энергоэффективность и применять новые технологии.
Министерство предлагает построить модель «Регионального оператора по управлению жильём», при этом он должен гарантировать возмещение ущерба от аварий и нарушений содержания домов. Среди предложений – развитие способов управления малоэтажным жилищным фондом по аналогии с многоквартирными домами.
Ранее NSP писала о проблемах, с которыми сталкиваются жители домов, желающие сменить управляющую компанию.
Копытова Юлия
Адвокат ФРЕММ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Это проект, поэтому пока непонятно, какие в итоге он претерпит изменения. И, главное, как это всё будет реализовано на практике? В Стратегии развития говорится о том, что будут утверждены какие-то единые стандарты для управляющих организаций (помимо лицензирования) и что 100% управляющих организаций будут соответствовать этим единым стандартам. Планируется, что в результате реализации Стратегии к 2030 году 60% МКД будут управляться профессиональными управляющими организациями.
А сейчас что – управляются непрофессиональными организациями?.. Для чего тогда они лицензируются. Какие отличительно новые требования будут предъявлять к управляющим организациям?
«Основной задачей Стратегии является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников». Каким образом это качество будет повышено? Непонятно. Видимо, путём повышения квалификации работников ЖКХ (п. 8.5 Стратегии «Профессиональная трансформация в сфере ЖКХ»).
Есть некий предполагаемый сценарий (в идеальном представлении Минстроя), расписанный до 2035 года, согласно которому доля общих собраний собственников в МКД, проведённых посредством электронного голосования, от общего количества проведённых общих собраний собственников за 14 лет вырастет с 3% (2021 год) до 80%.
А также Минстрой планирует, что доля жителей городов, имеющих возможность принять участие в решении по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий вырастет с 40 до 80% (здесь, видимо, расчёт на то, что пожилые, неимущие без гаджетов и без интернета собственники должны к этому времени просто исчезнуть).
С одной стороны, нынешняя система управления МКД управляющими организациями явно несовершенна и во многом не устраивает собственников, и здесь, возможно, было бы выходом передать государству (в том числе, возможно, в форме государственно-частного партнёрства) функции управления. Идея в целом здравая. Вопрос в другом: не поменяем ли мы шило на мыло, когда выберут регоператора? Не родим ли мы нового монстра, просто более мощного?