«Трофейная» охота
Интерес к уникальным объектам на рынке жилой недвижимости растет. Предложение сокращается.
Ценность объекта определяется не только его потребительскими свойствами, но и его уникальностью. На языке обывателя: «А еще такие есть»? Нет. И в обозримом будущем, скорее всего, не будет.
В оценке ситуации NSP исходит из того, что режим санкций – это надолго; многие компоненты и технологии удастся заместить на отечественные и привозные аналоги нескоро, если удастся вообще. Это относится и к новому строительству, и к уже выполненному ремонту.
Волну недоверия вызвала информация директора по продажам компании Richness Realty Владимира Федорова о том, что покупатели интересуются пентхаусом на Тверской за 2,5 млрд рублей. Напрасно: с одной стороны – средства обеспеченным гражданам куда-то вкладывать надо, с другой – второго такого объекта в Петербурге ближайшие годы не будет. Есть, конечно, еще Дубай, но и он не резиновый, и там жарко.
Вполне результативным оказался интерес покупателей к клубному дому в Токсово. После выхода публикаций на NSP и в журнале «Пригород» руководитель АН Insiders Максим Хансон сообщил: заключаются первые (после возобновления продаж) сделки. Мотивы те же: объект готов, можно въезжать и жить, а когда и кем в пригородной зоне будет построено что-то похожее – неизвестно. Дело не в цене: ЖК Hillsaide скорее находится между категориями "комфорт-плюс" и бизнес-классом. А в особенности, в совпадении ряда условий, которые трудно воспроизвести.
Генеральный директор АН «МК-Элит» Петр Войчинский также подтверждает высокую востребованность уникальных объектов: например, 85-метровой квартиры на Дворцовой набережной, 24, с видом на стрелку, квартиры площадью 217 кв. м в доме на Казанской ул., 2 (11 окон!). По словам Петра Войчинского, вопросы возникают к способам и максимальной безопасности расчетов – это сейчас крайне важные условия.
Владимир Федоров полагает, что ассортимент таких объектов в ближайшей перспективе будет становиться скуднее: во-первых, в результате «вымывания» наиболее ликвидного предложения, во вторых – из-за продавцов, которые снимают объекты с продажи, потому что всерьез задумались: а куда пристроить полученные от сделки деньги?
NSP считает важным отметить: критерии «уникальности» смещаются на глазах. Еще вчера состояние «без отделки» могло считаться преимуществом («сделаем, как нам нравится!»), сегодня это скорее минус: где добывать качественные материалы? Раньше близость загородного поместья к населенному пункту давала дополнительные бонусы ("социалка", коммерция и т. д.), сейчас придется учитывать возможные риски, связанные с ростом безработицы и сопутствующего криминала... Спрос на «особенные объекты», конечно, будет снижаться – просто в силу растущих рисков и неопределенности. Но предложение, похоже, будет сокращаться еще быстрее.
Как говорил сын турецко-подданного, «если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много». Каждый очередной кризис мы видим наглядные подтверждения этого тезиса.