НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 07:09

Градсовет рассмотрел концепцию застройки северного намыва на Васильевском острове

26 апреля 2022 в 19:39

Там хотят построить жилой район на 29 тысяч жителей.

Фото: КГА

Градсовет рассмотрел концепцию застройки так называемого северного намыва Васильевского острова. Там будет жилой район на 29 тыс. жителей. 

Проект по заказу компании «ЛСР» выполнил пул архитектурных бюро, включая «Евгений Герасимов и партнеры» и ЗАО «Земцов, Кондиайн и партнеры». Несмотря на то, что фактически на участке сейчас акватория, проект планировки территории создан еще в 2014 году, на него и опирались разработчики. Фактически тут будет жилой район, в котором предусмотрены четыре школы, восемь детских садов, поликлиника, спортивный центр. Общая площадь квартир – около 875 тыс. кв. м.  

Дворы, расположенные вдоль побережья, выполнены в замкнутом виде, предполагается, что они будут без машин. Планируется, что жители будут парковаться в подземных и надземных паркингах. Они расположены в северной части участка. 

Форма домов на набережной в виде многоугольников обусловлена желанием добавить солнца в квартиры и увеличить число окон с видом на залив. Зеленые зоны предусмотрены в центре квартала, а также в изгибе съезда с ЗСД. На набережной предполагается прогулочная зона и автодорога, напротив пассажирского порта – небольшая гавань: ее архитектурное решение может стать предметом отдельного конкурса. Также предполагается общественное здание (его видно на рендерах, но участники совета не обсуждали назначение этой постройки). Высотность предполагается максимально допустимая для этой территории: до 75 метров для отдельных доминант. 

1 из 11
фото: КГА

Жилой район отделяет от города ЗСД. Это стало одним из вопросов обсуждения: как выйти пешком к Васильевскому острову? Некоторые участники Градсовета вспомнили, что над ЗСД могут появиться пешеходные мосты. Главная магистраль будущего квартала – проспект Крузенштерна, который начинается с набережной Макарова, проходит через центральную часть намывных территорий и выходит к будущей Шкиперской развязке. На проспекте Крузенштерна должен появиться подземный пешеходный переход. 

Также в планах северная развязка с ЗСД на намывных территориях. Ее проектирование должно начаться в 2025–2027 годах. 

Участники Градсовета обратили внимание на то, что школы и детсады будут огорожены забором: «Останется узкий проход, чтобы пройти к береговой линии». 

Рецензент Александр Кошарный отметил, что "коллеги нашли изюминку для более выразительного силуэта <...> получилась крепкая, логичная и понятная композиция". Он добавил: «Я бы посоветовал исключить торцы домов, выходящих на набережную, он немного выбивается из ритмики». 

Вопросы касались того, можно ли устроить на набережной пляжную зону, по типу парка 300-летия Петербурга. Авторы проекта ответили, что это возможно. Также участники отметили, что, возможно, стоит найти более удачное место для паркингов. Например, архитектор Вячеслав Ухов предложил разместить их вместо зеленой зоны в «петле», которую образует автодорога.  

Фото: пресс-служба КГА

Архитектор Михаил Мамошин сравнил проект с кварталами московской реновации, сказав, что выглядит он «как-то непарадно». Заместитель генерального директора Института территориального развития Владимир Аврутин обратил внимание на то, что участок по Генплану является общественно-деловой территорией: "Очень странно, что мы обсуждаем размещение университета в полях в Пушкине, при этом центральную часть города посвящаем жилой застройке <...> с точки зрения расположения территории, она должна принципиально отличаться от жилого квартала, расположенного на периферии". 

Депутат Борис Вишневский напомнил, что многие граждане выступают против намыва и выражают обеспокоенность из-за экологических проблем. Он также сказал, что из-за сильных ветров деревья «с красивых картинок» будут сложно приживаться. 

О решении Градсовета будет объявлено позже.

Против намыва выступают жители и экологи. Дирекция Комплекса защитных сооружений летом 2021 года сообщила в ответ на депутатский запрос,  что дамба проектировалась без учета сокращения акватории Невской губы, в итоге возникает риск затопления, в том числе участков исторического центра. NSP писала об этой проблеме