НАШ ЦИТАТНИК: «Мы так активно стимулируем жилищное строительство, что за 2020–2021 гг. цены на новостройки выросли на 50%. Надо не просто деньги раздавать, а структурировать проекты вместе с бизнесом, контролировать цены на жилье и стройматериалы...» Антон Силуанов

27 июня, 12:47
20 мая в 11:56

Почему опаздывают автобусы в Петербурге и что с этим делать

Петербуржцы жалуются в соцсетях, что им приходится долго ждать транспорт на остановках. NSP спросила у комитета по транспорту и сторонних экспертов, как решить эту проблему.

Фото: NSP.ru

Жители Петербурга жалуются, что им приходится слишком долго ждать транспорт на остановках (в некоторых случаях – до 40 минут). Фактический интервал движения может значительно отличаться от заявленного – как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, отмечают в группе комитета по транспорту Смольного в одной из соцсетей. Они ссылаются на дорожные заторы, ДТП и прочие ограничения. 

"Сейчас водители общественного транспорта работают (т. е. выезжают из парка. – NSP) по расписанию. Логично было бы переходить на интервальное движение. Его надежность и выполняемость в текущих условиях выше", – поясняет транспортный инженер, автор Telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. Даже если есть пробка, автобусы в ней едут, соблюдая интервал, просто медленно. Это позволило бы реализовать обещание "один автобус в 15 минут" и избежать ситуаций, когда, условно, сначала автобуса нет 40 минут, а потом с коротким интервалом приезжают сразу два.

Есть разные способы регулировать движение общественного транспорта и обеспечивать заявленный интервал или расписание движения, объясняет эксперт комиссии по транспорту Законодательного собрания Петербурга Дмитрий Попов. Это, во-первых, выделенные полосы для общественного транспорта. 

Во-вторых, стоит организовать регулирование движения на перекрестках так, чтобы общественный транспорт получал приоритет. Например, запрограммировать светофоры так, чтобы трамваи 60-го маршрута (который ведет в ЖК «Балтийская жемчужина») минимум времени проводили в ожидании разрешающего сигнала. 

Можно также создавать преимущество общественному транспорту техническими средствами. Например, за счет связи между контроллерами (устройствами, которые координируют работу сигналов светофора) и самим троллейбусом. Очень упрощенно это выглядит так: троллейбус, приближаясь к перекрестку, посылает сигнал контроллеру и «включает» себе зеленый свет. Такая система тестировалась еще около 20 лет назад на Суворовском проспекте. Она использовалась и для трамвая 100, который ездит по проспекту Просвещения. Однако у технологии есть слабые места: если трамваи ходят часто, то, обеспечивая себе беспрепятственный проезд, они практически блокируют движение на пересекающих улицах. 

Более современная система реализована для трамвая «Чижик». Она анализирует много факторов (маршрут трамвая и его местоположение, интенсивность движения на перекрестке) и выбирает, когда включать  зеленый свет. 

При подготовке к Чемпионату миру по футболу 2018 года была разработана технология беспрепятственного проезда «корреспондентских групп» (автобусов со спортивными командами и обслуживающим персоналом). Оборудование отмечало геопозицию борта, система оценивала удаленность объекта от перекрестка, сопоставляла с фазой светофора и принимала решение: могла продлить фазу зеленого света на 10 секунд или быстро переключиться в противофазу, чтобы светофор переключился на запрещающий сигнал, а к прибытию автобуса снова стал зеленым. 

«Мы тестировали эту систему с коллегой утром в час пик на участке от Пулково до Витебского вокзала, включая Московский проспект. Выехали с разницей в 15 минут, одна машина двигалась с таким оборудованием, вторая – без. Та, что с оборудованием, доехала до вокзала на 40 минут быстрее», – говорит Дмитрий Попов. Сейчас эта техника модернизирована, доработана и тестируется на Суворовском проспекте: ей оснащены два троллейбуса. Если результаты будут позитивными, оборудование можно внедрять на основных магистралях, которые специалисты называют «скелетом» дорожной сети Петербурга. Это, например, основные городские проспекты: Суворовский, Невский, Московский, Просвещения, Испытателей. 

«В целом, разумно комбинировать разные решения. На загруженных дорогах, где все время скапливаются заторы, логичнее организовать выделенную полосу для общественного транспорта. А где-то целесообразнее задействовать техническую систему (если заторы относительно небольшие, и светофор можно проехать за 2–3 цикла)», – поясняет Дмитрий Попов. 

В комитете по транспорту правительства Петербурга, отвечая на вопрос о том, как обеспечивается соблюдение графика, пояснили: перевозчики по условиям контрактов получают оплату за количество пройденных километров, а не исходя из числа перевезенных пассажиров. Кроме того, есть штрафные санкции в случае невыполнения рейса. Это, по мнению чиновников, должно заставить перевозчиков обеспечивать нужное количество резервного транспорта. Размер штрафов, а также то, как организован контроль, в ведомстве не уточнили. Запрос корреспондент NSP направлял как частное лицо.