Почему опаздывают автобусы в Петербурге и что с этим делать
Петербуржцы жалуются, что после реформы 2022 года автобусы ходят не по расписанию. Эксперты объясняют, почему так происходит
Жители Петербурга жалуются, что им приходится слишком долго ждать транспорт на остановках (в некоторых случаях – до 40 минут). Фактический интервал движения может значительно отличаться от заявленного – как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, отмечают в группе комитета по транспорту Смольного в одной из соцсетей. Они ссылаются на дорожные заторы, ДТП и прочие ограничения.
Расписание движения автобусов: что с ним не так
"Сейчас водители общественного транспорта работают (т. е. выезжают из парка. – NSP) по расписанию. Логично было бы переходить на интервальное движение. Его надежность и выполняемость в текущих условиях выше", – поясняет транспортный инженер, автор Telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. Даже если есть пробка, автобусы в ней едут, соблюдая интервал, просто медленно. Это позволило бы реализовать обещание "один автобус в 15 минут" и избежать ситуаций, когда, условно, сначала автобуса нет 40 минут, а потом с коротким интервалом приезжают сразу два.
Приоритет Общественного транспорта: как это реализовано в Петербурге
Есть разные способы регулировать движение общественного транспорта и обеспечивать заявленный интервал или расписание движения, объясняет эксперт комиссии по транспорту Законодательного собрания Петербурга Дмитрий Попов. Это, во-первых, выделенные полосы для общественного транспорта.
Во-вторых, стоит организовать регулирование движения на перекрестках так, чтобы общественный транспорт получал приоритет. Например, запрограммировать светофоры так, чтобы трамваи 60-го маршрута (который ведет в ЖК «Балтийская жемчужина») минимум времени проводили в ожидании разрешающего сигнала.
Можно также создавать преимущество общественному транспорту техническими средствами. Например, за счет связи между контроллерами (устройствами, которые координируют работу сигналов светофора) и самим троллейбусом. Очень упрощенно это выглядит так: троллейбус, приближаясь к перекрестку, посылает сигнал контроллеру и «включает» себе зеленый свет. Такая система тестировалась еще около 20 лет назад на Суворовском проспекте. Она использовалась и для трамвая 100, который ездит по проспекту Просвещения. Однако у технологии есть слабые места: если трамваи ходят часто, то, обеспечивая себе беспрепятственный проезд, они практически блокируют движение на пересекающих улицах.
Более современная система реализована для трамвая «Чижик». Она анализирует много факторов (маршрут трамвая и его местоположение, интенсивность движения на перекрестке) и выбирает, когда включать зеленый свет.
При подготовке к Чемпионату миру по футболу 2018 года была разработана технология беспрепятственного проезда «корреспондентских групп» (автобусов со спортивными командами и обслуживающим персоналом). Оборудование отмечало геопозицию борта, система оценивала удаленность объекта от перекрестка, сопоставляла с фазой светофора и принимала решение: могла продлить фазу зеленого света на 10 секунд или быстро переключиться в противофазу, чтобы светофор переключился на запрещающий сигнал, а к прибытию автобуса снова стал зеленым.
«Мы тестировали эту систему с коллегой утром в час пик на участке от Пулково до Витебского вокзала, включая Московский проспект. Выехали с разницей в 15 минут, одна машина двигалась с таким оборудованием, вторая – без. Та, что с оборудованием, доехала до вокзала на 40 минут быстрее», – говорит Дмитрий Попов. Сейчас эта техника модернизирована, доработана и тестируется на Суворовском проспекте: ей оснащены два троллейбуса. Если результаты будут позитивными, оборудование можно внедрять на основных магистралях, которые специалисты называют «скелетом» дорожной сети Петербурга. Это, например, основные городские проспекты: Суворовский, Невский, Московский, Просвещения, Испытателей.
«В целом, разумно комбинировать разные решения. На загруженных дорогах, где все время скапливаются заторы, логичнее организовать выделенную полосу для общественного транспорта. А где-то целесообразнее задействовать техническую систему (если заторы относительно небольшие, и светофор можно проехать за 2–3 цикла)», – поясняет Дмитрий Попов.
Расписание движения автобусов: что говорит комитет по транспорту
В комитете по транспорту правительства Петербурга, отвечая на вопрос о том, как обеспечивается соблюдение графика, пояснили: перевозчики по условиям контрактов получают оплату за количество пройденных километров, а не исходя из числа перевезенных пассажиров. Кроме того, есть штрафные санкции в случае невыполнения рейса. Это, по мнению чиновников, должно заставить перевозчиков обеспечивать нужное количество резервного транспорта. Размер штрафов, а также то, как организован контроль, в ведомстве не уточнили. Запрос корреспондент NSP направлял как частное лицо.