НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 09:08

В 2023 году «Недвижке» исполняется 30 лет: как давно вы с нами знакомы?

В 2023 году редакции издания «Недвижимость и строительство Петербурга» (NSP.RU) исполняется 30 лет. Мы открываем серию юбилейных публикаций. Ведь круглая дата – хороший повод вспомнить основные вехи развития отрасли и порассуждать о ее трудно прогнозируемом будущем.

А для начала хотим спросить вас, уважаемые читатели: как давно вы с нами знакомы? За что цените издание, а что в нем, напротив, раздражает? Какие из наших публикаций вам запомнились? В каком направлении стоит развиваться «Недвижке» и о чем вам интересно было бы почитать в наш юбилейный год? 

Александр Шарапов, президент Becar Asset Management: 
– Когда вышел первый номер «НП», нам, агентству Becar, было уже полтора года. И мы сразу поняли: ой! Газета! Профильная, да еще цветная! И уже, по-моему, в третьем номере мы купили первую полосу и разместили там нашего фирменного бобра. Правда, некоторые звонили и говорили: какая прекрасная у вас собачка! Но это был бобер… 
Тогда немного было полезных рекламных газет: «Из рук в руки», «Сорока», «Реклама-Шанс». И мы, конечно, радовались появлению специализированного издания. Каждый номер зачитывали до корок – это было явление на рынке недвижимости… 
 
Михаил Медведев, генеральный директор Группы ЦДС: 
– «Недвижимость и стро­ительство Петербурга» – одно из авторитетных петербургских СМИ, с которым знаком каждый участник рынка недвижимости. Я ценю издание за стабильное качество материалов, выдержанную объективную позицию и глубокую аналитику. Ваш сайт – одна из постоянно открытых вкладок в моем браузере. Хочется пожелать «Недвижке» сохранить подход и ясное видение происходящих процессов. И, конечно же, долгих лет работы на благо петербургского рынка недвижимости. 
 
Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс.Недвижимость»: 
– Наш бизнес развивался параллельно. Мы и созданы были почти в один год: Ассоциация риэлторов, Институт недвижимости, «Адвекс»… И «НП». Вместе росли и развивались. «Недвижка» была главным изданием в сфере недвижимости, откуда люди узнавали все новости – прекрасная редакционная часть, аналитика. Многие руководители начинали свой день с газеты. 
Более того, многие запамятовали, но я напомню: у вас ведь была попытка рейдерского захвата марки. Несколько недель выходили два издания, в одном дизайне, но с разными редакциями и разными материалами. Причем в «дубле» были громадные скидки на рекламу, чтобы занять рыночную нишу. Ассоциация риэлторов собралась, участники решили: не будем давать рекламу «захватчикам». И они через месяц прекратили выпуск. Это, кстати, тоже пример сотрудничества и того, как нужно помогать друг другу, когда речь идет о цивилизованном бизнесе.  
«Недвижка» сыграла колоссальную роль в развитии рынка и остается крайне важной для потребителя. Возвращаясь к профессиональной прессе: такая газета и сегодня необходима, особенно для специалистов. Обычных читателей стало меньше, многие уходят в онлайн… 
 
Юрий Грудин, генеральный директор компании Formula City, основатель апарт-отеля Well: 
– Моя биография всегда была связана с недвижимостью и строительством. Работая более двадцати лет в девелопменте, я привык к тому, что «Недвижка» (а теперь и всем известный портал NSP.ru) постоянно держит руку на пульсе отрасли и не боится поднимать острые вопросы. Важно, что издание придерживается высоких профессиональных стандартов, предпочитая объективность и честность кликабельности заголовка. Уважаю ваш подход к аналитическим материалам, поиск новых форм взаимодействия с аудиторией.  
 
Александр Брега, генеральный директор корпорации «Мегалит»: 
– Юбилей – не повод: на покой – ни в коем случае! «Недвижка» – это газета, которую я выписываю до сих пор в бумажном виде. Я недолюбливаю СМИ в интернете. А «НП» читаю от корки до корки. И меня радует, что я вижу в ваших публикациях столько молодых, преуспевающих участников рынка недвижимости. Казалось бы: сюда зайти сложно. Однако много новых имен – и в производстве строительных материалов, и в проектировании, и в коттеджном строительстве… Конечно, клиент теперь в интернете, в соцсетях, и его оттуда надо выковыривать. Но я открываю газету, надеваю очки и наслаждаюсь… Я читаю две газеты: «НП» – для развития, и «Спорт-Экспресс» – для души.  
Я считаю, что «Недвижка» – главное аналитическое издание в отрасли. По крайней мере, в Петербурге – точно. У нас с вами есть общее. Как ни крути, все формируют личности. Неважно, на каком месте мы будем в рейтинге – у нас и у вас есть самобытность, есть индивидуальность и узнаваемость, особенный почерк. У вас это самый ценный актив – свой язык, свое лицо, которое вы ни на что не променяете и никому не отдадите. И мы тоже не хотим сливаться с фоном. Я еду по КАД и думаю: Рязанова на них нет, на проектировщиков и генпланистов. Тридцать третья улица Строителей. Так нельзя. Надо оставаться собой! 
 
Алексей Игнатенко, генеральный директор юридической компании Rightmark Group: 
– Менялась жизнь, места работы, люди, а наличие «Недвижки» на рабочем столе оставалось неизменным. Как раз это постоянство – верное средство оставаться «островком спокойствия» на все времена. Чтобы ни происходило вокруг, ты всегда знаешь, что можешь сделать паузу и получить ту профессионально подготовленную информацию, к которой привык, и в рамках своей сферы интересов, без политики и излишней рекламы. Газета отражает изменения в строительной судьбе города и любима нашими сотрудниками за практическую полезность. Издание для меня ценно своим отношением к экспертам, интересными вопросами, реальными сроками подготовки комментариев и их разумным форматом. Странно иногда видеть в СМИ мнение профессионалов из двух строк; в «Недвижке» для этого выделяется приличный объем, благодаря чему всегда можно понять – что имел в виду эксперт. Я хотел бы, чтобы газета оставалась «островом спокойствия», продолжайте следить за темами рынка и обсуждать их с яркими представителями как на мероприятиях, так и на бумаге. Не всегда есть возможность встретиться лично, но всегда интересно узнать мнения и поделиться своим. 
 
Марина Зверева, директор филиала АО «ЛОМО» ОП «Управляющая компания «ЛОМО-Недвижимость»: 
– Вспоминая сегодня те далекие годы, надо отметить, что первые управляющие недвижимостью не имели специального профильного образования. Еще не было ни кафедры экономики и менеджмента недвижимости Инжэкона во главе с Сергеем Максимовым, ни кафедры в Политехе во главе с Евгением Озеровым и Евгением Тарасевичем. Какие CCIM и CPM! Или МВА! Даже курсы оценщиков Американского института появились позже. Мы очень нуждались в профессиональном общении, в обмене мнениями. Многие конференции того времени были очень интересными. Особую роль, конечно, играла газета «Недвижимость и строительство Петербурга». Журналисты, которые ее делали, быстро приобрели серьезный авторитет среди профессионалов. Например, такой случай. 1999 год, март месяц. Мы с тогдашним генеральным директором ЛОМО Аркадием Кобицким приехали в Смольный к председателю КУГИ. У нас были серьезные проблемы с недвижимостью, связанные с приватизацией 1993 года. Сидим в приемной. Вбегает руководитель юротдела КУГИ и начинает прямо в приемной учить нас жизни. Мы эмоционально защищаемся, особенно я. Дверь открывается, и нас приглашают к председателю КУГИ, где мы продолжаем объясняться на повышенных тонах. А когда я заходила в кабинет, мне какой-то молодой человек положил в карман визитку и попросил дать интервью на эту тему. Это был Дмитрий Синочкин, и я до сих пор жалею, что генеральный меня тогда остановил. Он-то понимал, ЧТО мы напишем… 
 
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»: 
– Мое знакомство с «Недвижкой» состоялось 21 год назад – именно тогда я начал плотно заниматься недвижимостью, и с тех пор «НП» всегда была важным источником информации о рынке. Ценю газету за удобную подачу информации – аналитика и новости рынка позволяют быть в курсе. Неоднократно случалось: ко мне приходили клиенты, начинали рассказывать о своей ситуации, и я понимал, что уже знаком со всей историей по публикациям в «НП»... 
 
Александр Мошнов, исполнительный директор Ассоциации риэлторов СПб и ЛО:  
– «Недвижке» 30 лет! С точки зрения человека – это молодость, а с точки зрения российского рынка недвижимости – зрелость. Многие издания, которые появились гораздо позже, уже ушли с рынка. Ассоциации риэлторов в этом году также исполняется 30 лет. АРСП вместе с «Недвижкой» вместе пережили взлеты и кризисы рынка недвижимости. На заре его развития мы вместе выступили против попытки монополизации рынка государством (Городским жилищным агентством).  Вместе создавали конкурентные условия, продвигали лицензирование и стандарты риелторских услуг. Создатель «НП» Вячеслав Эскин заложил основы. Это – активная позиция и профессионализм журналистов, оперативность и достоверная информация, а главное – доверие читателей. Считаю, что ни в одном другом регионе России нет настолько читаемого и почитаемого профессионального издания. В «Недвижке» всегда можно найти экспертную оценку, ответы на острые вопросы. Профессионалы рынка считают хорошим тоном цитировать «НП» и ссылаться на ее публикации.  
Всегда есть, куда развиваться. Рынок – это не только застройщики. Желательно, чтобы в качестве экспертов выступали жители города и риелторы, потому что они знают потребности клиентов. Интересны мнения инвесторов и профессионалов о ситуации на рынке, аналитические обзоры и прогнозы.  
Раз уж юбилей, стоит восстановить рубрику «Персоны рынка», рассказать о людях, которые стояли у его истоков. Необходимо освещение профессии «риелтор»: на рынке работают уникальные профессионалы, им есть что рассказать. Полагаю, читателям будут интересны исторические экскурсы – о том, как складывался рынок недвижимости XIX столетия.  
 
Максим Жабин, заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой»: 
– С газетой я впервые познакомился в начале нулевых, и с тех пор не перестаю ее читать. Если хочу узнать что-то про девелопмент – читаю «НП». Говорю об этом не потому, что вы нуждаетесь в нимбе. Вы действительно оперативно даете интересную и важную для рынка информацию.   
А еще вы умеете писать о рынке без штампов и лозунгов, человеческим языком, а не терминами из ассортимента IKEA.  Мне интересна точка зрения людей, которые находятся достаточно близко к тому, о чем пишут. Важен не ангажированный, самостоятельный взгляд со стороны. Даже если я не со всем согласен. Иное мнение порождает рефлексию, желание задуматься, здраво посмотреть на неочевидные вещи. 
Мне нравится, что вы выходите и в печатной, и в электронной версии.  Лично я бумажную версию окончательно перестал читать года два назад. Мой выбор определили экономия времени, скорость получения информации и доступность. Новости надо читать здесь и сейчас. Но многим нравится именно бумажный вариант. Собственник нашей компании, Леонид Яковлевич Кваснюк, с удовольствием читает свежий номер газеты. 
Мне хочется, чтобы «НП» стала для девелопмента тем же, чем NYT является для мировой экономики и политики: важным и авторитетным источником информации. Не только про строительство и недвижимость, но и про девелопмент как бизнес.  Такое издание должно быть. На сайте мне не хватает авторских колонок: не про «успешный успех», а про действительно важные процессы. У вас есть прекрасные авторы; когда журналист 20–30 лет пишет о недвижимости, он как минимум имеет право рассуждать о том, что хорошо и что плохо, и его интересно читать. 
 
Александр Вахмистров, координатор НОСТРОЙ по Петербургу, президент СРО А «Объединение строителей СПб»: 
– На работу в (тогда еще) Департамент мэрии по строительству, а не комитет, я пришел в 1994 году и уже тогда внимательно просматривал отраслевую прессу. Так что с газетой знаком, наверное, с первых номеров. Долгое время в городе было две профильных газеты, но в другом издании больше внимания уделялось именно строительству. А «Недвижка» писала о рынке недвижимости в целом, и они дополняли друг друга. 
30 лет – действительно очень большой срок, тем более для бумажного издания. Так что пожелаю газете и ее коллективу успеха. Важно в век цифровых технологий и интернет-ресурсов найти свою нишу, оставаться любимым и читаемым изданием. 
В этот юбилейный год хотелось бы получать хорошие новости с рынка строительства. В Петербурге есть новые уникальные объекты, например, ЗСД, «Лахта-центр», стадион и т. д. Пусть издание пишет об интересных проектах в городе и России. Например, о восстановлении Мариуполя, где петербургские строители совершили буквально чудо, запустив к 1 сентября множество школ и детских садов. Восстанавливать придется многое, в том числе и силами наших местных строителей. 
 
Алексей Шаскольский, эксперт: 
– «Недвижку» читаю и почитаю от истоков, и судьбу ее непростую наблюдал не издалека. Профессиональная газета, творители которой правильно поняли важность сочетания «экспертного мнения» («метеорологи») и «полевого наблюдения» («чукчи») – что создало «трибуну» и «толковище». Издание было востребовано бурно нарождающимся рынком. Конкуренты сопротивлялись вяло и неэффективно, хотя посвященным известны былые козни; не впадая в грешную лояльность сильным мира того, газета старалась придерживаться объективности (и это ей практически всегда удавалось). Явным плюсом был и вполне интеллигентский стиль публикаций, а также конференций, проводимых регулярно и продуктивно. 
Времена не выбирают, и очередная напасть повлияла и на «зеркало рынка»: видимо, сократились рекламные бюджеты девелоперских компаний (не до жиру – быть бы живу), субъекты рынка «рубят косты»; еженедельнику непросто (а когда было легко). Мне кажется, строителям не стоит «умирать в одиночку», слишком многого удалось добиться отрасли (одной из немногих жизнеспособных), и коллективный опыт окажется спасительным для многих. Аккумулирование этого опыта, его анализ – стратегическая задача газеты. Даже дно не гибельно, если от него можно оттолкнуться – слишком важно дело, которому служит газета, чтобы не сомневаться: град Петров будет хорошеть и развиваться, и осмысленное отражение этого мы будем видеть и на страницах любезного нам еженедельника. 
 
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris: 
– Помню, как в «нулевые» я стал постоянным читателем издания, а затем и начал активно сотрудничать с редакцией. В тот период мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Синочкиным и Анастасией Ясинской, их яркие материалы всегда вызывали большой интерес. Вообще могу отметить, что другого профильного издания на тот период и не существовало. Огромная заслуга редакции и всего коллектива издания в том, что на протяжении стольких лет «Недвижка» стала визитной карточкой рынка недвижимости Петербурга. Я знаю, что это издание, одно из немногих, всерьез воспринимается в администрации города и профильных комитетах. 
Компания Maris считает «Недвижку» своим добрым другом и остается партнером многие годы! Искренне желаю редакции процветания, новых проектов, развития. И – никогда не терять фирменный «петербургский стиль».  
 
Иван Архипов, директор по развитию ГК «Балтийская коммерция»: 
– С изданием знаком достаточно давно. Газеты лежали в КГИОП, было удобно взять и почитать, пока ждешь аудиенции. Так произошло заочное знакомство, потом познакомились и лично. Меня стали приглашать на мероприятия «НП».  Хорошая, слаженная команда. Журналисты опираются не только на свои представления, но и спрашивают мнения различных специалистов. 
Газета была зачинателем большинства мероприятий по недвижимости (конференции, круглые столы и пр.), потом уже другие издания подтянулись, стали делать то же самое. Импонирует независимость: откровенной «заказухи» ни разу не видел в этом издании. Всегда звонят и задают уточняющие вопросы прежде, чем писать новость. Поэтому с ними приятно работать.  
Круг тем у газеты достаточно широкий: от градозащиты до тенденций в складском сегменте рынка, законодательных новаций в сфере недвижимости и пр. 
Из наиболее запомнившихся мероприятий, организованных «НП», назову встречу на территории подстанции «Красное знамя» Эриха Мендельсона.  
И не только потому, что дискуссия проходила на нашей площадке: достойный состав спикеров, формат, круг обсуждаемых вопросов. Это было интересно, нестандартно, познавательно, а главное – в нестандартном месте. Наверное, поэтому и запомнилось. 
 
Светлана Московченко, руководитель отдела исследований NF Group в Санкт-Петербурге: 
– Я познакомилась с «НП» более 15 лет назад, в эпоху, когда в работе активно использовались бумажные носители, и сведения о важных событиях можно было найти только в печатных версиях. Издание стояло у истоков современного рынка недвижимости в Петербурге и продолжает занимать одно из значимых мест среди городских СМИ. За столько лет не раз менялись форматы, но оставалось главное – актуальность, скорость реакции, подача, бережное отношение к спикерам и читателям.  
 
Сергей Степанов, директор по продажам объединения «Строительный трест»: 
– Считаю, что это наиболее компетентное издание, предназначенное для специалистов рынка недвижимости. Я всегда с большим интересом беру в руки печатную версию, но чаще, конечно, читаю новости от NSP в онлайн-формате. В сфере недвижимости выходило много изданий, большинство не смогли выдержать конкуренцию со временем и с журналистами «НП». Хочу пожелать изданию и сотрудникам стать свидетелями и активными участниками расцвета и качественного подъема рынка строительства и недвижимости в Петербурге, Ленинградской области и во всей России! 
 
Юрий Зарецкий, генеральный директор компании Peterland: 
– Я уже даже не помню, с какого года мы сотрудничаем, наверное, лет 15, почти с самого создания нашей компании. Это солидное и, пожалуй, единственное адекватное издание, которое отражает ситуацию на рынке строительства, жилья, промышленной недвижимости, загородной и т. д. Причем репрезентативно пишет обо всех секторах. Поэтому с вами приятно работать. Хорошая подача и оформление, хотя бывают какие-то мелочи. Вы откликаетесь на все интересные темы и предложения. Молодцы! 
Что касается развития, в принципе вы хорошо держите тренд, есть приличная электронная версия. Возможно, в духе времени можно сделать издание более компактным, а то в карман газету не положишь, но это совсем не главное. 
 
Владимир Мечтаев, управляющий партнер АБ «Адвокат ФРЕММ»: 
– Юридическую фирму «Адвокат ФРЕММ» и «НП» объединяет год создания – 1993. Мы в августе тоже отмечаем 30-летний юбилей. Нас также объединяет специализация – недвижимость: юристы нашей компании сопровождают сделки и судебные споры по недвижимости, «НП» и NSP.ru публикуют обзоры и новости про недвижимость. 
Мы считаем, что «НП»/NSP – это наиболее профессиональный специализированный на недвижимости информационный портал, который интересен как простым гражданам (например, по теме проблем в ЖКХ), так и профильному бизнесу. 
 
Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»: 
– «Недвижку» читаю лет 20: вот как пришел в отрасль, так и начал. Несколько лет назад постепенно перешел от бумаги к сайту, окончательно – наверное, с началом пандемии. Это общий процесс. Видишь иногда в офисе или ресторане бумажное издание («ДП» или ваше) и думаешь: «Еще выходят, надо же!» 
Вам удалось, при переходе из бумажной формы в электронную, сохранить удобный формат подачи, и по количеству новостей (обзоров), и по стилю. Если говорить про сайт: 2–3 новости в день – мало, 50 – много; 10–12 – в самый раз. Я, например, последнее время захожу на ваш сайт каждый день, просматриваю все заголовки, 4–5 материалов читаю. Время – самый ценный ресурс, вы помогаете его экономить, проводя предварительный отбор, отбрасывая лишнее и не упуская то, что действительно важно. 
Для меня «НП» – все же больше профессиональное издание, чем ресурс для широкой публики. Возможно, иногда не хватает корпоративных «жареных» новостей: кто у кого что перекупил, кто кого съел в процессе банкротства и т. д.  Экспериментировать с форматами – не уверен, что нужно: мне лично ближе текст и инфографика, чем подкасты и видеоролики. Сейчас нет оптимальных стратегий: в соцсетях присутствовать надо, но в каких и в каком виде – вопрос. 
И, наверное, стоит всерьез задуматься над темой, которую мы уже предварительно обсуждали: о создании закрытого клуба. Для обсуждения важных, остро актуальных тем в режиме off the records – откровенно и без опасения увидеть это на следующий день в публикации. Участникам рынка это нужно, и журналистам может быть полезно, для нащупывания актуальных направлений, новой повестки.   
 
Георгий Богачев, владелец базы отдыха «Илоранта»: 
– Знаком с «НП» с того самого 1993 года. Всегда ценил за профессионализм и корпоративность. Сначала немного раздражала глянцевая обложка, потом привык. Какие материалы запомнились, сходу не скажу, но некоторые экземпляры храню в личном архиве.  
 
Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald: 
– Читаю «Недвижку» уже лет 15. Ценю за профессионализм жур­налистов, умение освещать сложные темы, поднимать острые вопросы. Для нашей компании «Недвижка» – источник ценных сведений о тенденциях на строительном рынке Петербурга и надежный информационный партнер.  
Что раздражает? Если бы что-то раздражало, наверное, не читал бы. Что касается пожеланий: хотелось бы, например, видеть больше материалов о промышленном строительстве, проблемах, связанных с переработкой мусора, в том числе строительного, о технологиях и методах рекультивации бывших промышленных зон.   
Ну, и если следовать за веяниями времени, то, как мне кажется, надо активнее использовать видеоконтент. 
 
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»: 
– Я давняя поклонница газеты. В незапамятные времена, работая в агентстве «Дом Плюс», я сразу отметила это издание. Сначала газета называлась «Недвижимость Петербурга», «Строительство» добавилось позднее, поначалу еще фактически не существовало первичного рынка. Издание изначально заявило о себе как о профессиональном СМИ, и в дальнейшем, по мере развития рынка, вместе с ним набирало обороты, подчас его опережая.  Газета всегда была настоящим флагманом деловой мысли. Помогая участникам рынка коммуницировать, «НП» задавала общий тон, принципиальные этические нормы, становившиеся основой для их взаимодействия между собой. 
Я люблю «НП» и потому, что именно эта газета научила, по сути, сотрудников других изданий (и профильных, и деловых) задавать содержательные вопросы, добиваться предметных ответов, глубоко разбираться в теме. Материал в изложении «Недвижки» – это всегда учебное пособие, читаешь статью и черпаешь из нее новые знания, анализ и факты. 
Впрочем, иногда я критикую отдельные пассажи, высказывая свои замечания, – например, по поводу общей тональности или какого-либо вывода. Полагаю, что долгая работа на рынке дает мне такое право, но я стараюсь им не злоупотреблять. За скобками критики остается мое базовое отношение к коллективу издания – как к исключительно профессиональному, разумному, интеллигентному, деятельному. Не помню, чтобы журналисты пропустили что-то значимое или уклонились от насущных тем. «Недвижимость и строительство Петербурга» – это мой маяк на рынке. 
 
Алексей Белоусов, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб»: 
– С газетой я столкнулся, наверное, в 1999 году, когда начал активно работать с Инвестиционно-тендерной комиссией. События, связанные с реализацией тех или иных проектов, были мне очень близки. Тогда, по сути, формировался градостроительный климат Петербурга. Было интересно, как эти события звучат в информационном поле. Что касается будущего развития, рекомендую не быть монументом, отлитым в бронзе. Надо меняться, стремиться быть все более интересными широкому кругу читателей, становиться газетой, которую будет читать не только профессиональное сообщество, но и жители Петербурга. Наверное, это самое главное.  

Мнение «НП»

«Какое время было, блин! 
Какие люди были, что ты! 
О них не сложено былин, 
зато остались анекдоты». 

(Игорь Иртеньев)