НАШ ЦИТАТНИК: «Лет через 10 у нас все пойдет, как в Советском Союзе: в новых ЖК будут одинаковые дома с клинкерным кирпичом. Архитекторы у нас одни и те же, и результаты более-менее похожи. А выделяться можно как раз центрами притяжения - социальными объектами...» Максим Жабин

16 июня, 21:45

Прокат самокатов в Петербурге в 2023 году: обзор правил аренды и дорожного движения

6 апреля 2023 в 09:44

Как ездить на электросамокатах по Петербургу: рассказываем об ограничениях и правилах, как арендовать самокат, какие кикшеринговые компании работают в этом году.

Фото: NSP.RU

Кто сдает самокаты в аренду в 2023 году? 

Прокатом самокатов занимаются кикшеринговые компании. Наиболее крупные сервисы в Петербурге и Ленобласти имеют три оператора кикшеринга: 

  • Whoosh: планируют увеличить количество самокатов до 15 тыс., в прошлом году было около 9 тыс. 
  • Urent: количество самокатов в городе может быть увеличено с 7 тыс. до 10 тыс. 
  • Яндекс Go: какой парк машин будет в этом году, пока неизвестно, в прошлом – около 5 тыс. 

По данным truesharing, эта тройка компаний по итогам 2022 года занимала 94% рынка кикшеринга в России. Сервис Molnia, по сообщениям в СМИ, решил уйти из Петербурга. 

Как арендовать самокат и сколько это стоит 

Компании по прокату самокатов просят скачать приложение и привязать к нему банковскую карту. После этого можно будет выбрать тариф, однако его стоимость за сезон может поменяться в зависимости от спроса на аренду машин. Сервис перед началом поездки может заблокировать несколько сотен рублей на карте – это депозит. Цены отдельных операторов кикшеринга NSP.RU подробно разбирала в обзоре за 2022 год.

Тарифы на прокат самокатов складываются из суммы за старт поездки и поминутной тарификации. Некоторые операторы предлагают «недельные», «дневные» и «месячные» абонементы. Ценники могут быть гибкими и меняться в зависимости от спроса даже в конкретный день. Для завершения поездки нужно нажать соответствующую кнопку в приложении. Учитывайте, что если телефон разрядился, то придется каким-то образом решать проблему: срочно искать подзарядку либо связываться со службой поддержки для перерасчета.

В новых ПДД, вступивших в силу 1 марта 2023 года, к средствам индивидуальной мобильности (СИМ) причислены электросамокаты, электроскейтборды, сигвеи, моноколеса, гироскутеры и пр.

Самокат в аренду. Инфографика NSP.RU

Где в Петербурге запрещено кататься на электросамокатах 

Регулярно Смольный подписывает с кикшеринговыми компаниями соглашения, где вводит запретные для аренды и использования электросамокатов зоны. В 2023 году к таковым отнесли многие места в центре города: 

  • Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), 
  • Летний и Михайловский сады, 
  • Дворцовая площадь, 
  • Заячий остров (Петропавловская крепость), 
  • Таврический сад, 
  • Дворцовая и Адмиралтейская набережные, а также Английская набережная от Сенатской пл. до Благовещенского моста, 
  • Сенатская и Исаакиевская площади, 
  • Невский проспект, 
  • Адмиралтейский проспект, 
  • Малая Морская, Большая Морская и Большая Конюшенная, 
  • территория культурного центра «Севкабель».  

На 18 апреля 2023 года соглашения с городом подписали компании Whoosh, Urent, Buzyfly и Яндекс Go. 

С какой скоростью можно кататься на самокатах в Петербурге? 

По петербургским правилам дорожного движения в местах повышенного пешеходного трафика, в скверах и в местах, не оборудованных велодорожками, скорость электросамоката автоматически снижается до 15 км/ч, а также на территории Центрального, Адмиралтейского и Петроградского районов города. В стандартных зонах электросамокаты могут развивать скорость не более 20 км/ч. 

Эксперты не рекомендуют ездить без крайней необходимости по проезжей части. А если приходится выезжать на трассу, необходимо соблюдать требования знаков, светофоров и регулировщиков, не забывайте спешиваться на пешеходных переходах. Скорость стоит снизить при езде по мокрому или обледенелому покрытию, по опавшей листве, да и вообще в любой другой непонятной ситуации. Ну, и при езде стоит держаться подальше от дверей автомобилей и всяких входов-выходов в здания. 

Как подготовить самокат к поездке 

Перед стартом поездки нужно проверить состояние самоката: ничего не должно бренчать или отваливаться, мешать управлению, должны быть исправны тормоза и световое оборудование. Особенно тщательно стоит проверить прокатные самокаты, а на личном СИМ желательно выставить программное ограничение скорости или следить за показаниями спидометра. 

Не будут лишними средства защиты – наколенники, налокотники, шлем (хотя их использование не является обязанностью). Шансы упасть с самоката и других СИМ статистически выше, чем при езде на велосипеде.

Фото: NSP.RU

Комментарий эксперта 

Александр Кожанов, специалист ассоциации велосипедистов и пешеходов «Пошли-поехали»: 

– После вступления в силу поправок в ПДД РФ на дорогах (тротуар – часть дороги, о чем многие водители забывают) нашей страны официально появилась новая категория участников дорожного движения: лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Если под вами электрический самокат, гироскутер, сигвей, моноколесо или электроскейтборд, добро пожаловать в эту категорию. Самокаты без мотора остались на правах пешеходов. 

В отличие от велосипедистов, лица, управляющие СИМ, не выделены в отдельную категорию (и в КоАП – тоже). Пока неясно, к чему это может приводить в случае остановки инспектором за нарушение или при ДТП, но формально есть все основания для повышенной ответственности, как у водителей, и больших штрафов. Открытым остается вопрос о преследовании и задержании нарушителей на СИМ.

Правила дорожного движения для самокатов и других СИМ с 2023 года 

* При отсутствии велосипедных дорожек, велопешехожных дорожек в приоритете движение по тротуарам и пешеходным дорожкам, пешеходным зонам, и только потом – по проезжей части (у велосипедистов наоборот).

* Ограничение по массе СИМ для движения с пешеходами: если  транспорт тяжелее 35 кг, ездить вместе с пешеходами нельзя.

* По проезжей части можно ездить только с 14 лет, как на велосипеде, но только там, где скорость автомобилей ограничена 60 км/ч (то есть только в населенных пунктах, прокатиться летом до магазина в соседней деревне нельзя).

* Двигаться по проезжей части можно только в один ряд, с правого края, и нельзя опережать других участников дорожного движения. Движение пользователей СИМ в организованных колоннах не предусмотрено.  

* Если раньше лица на СИМ считались пешеходами и формально имели полное право двигаться по проезжей части у края навстречу транспортным средствам, сейчас от этой привычки надо срочно отказаться. То же касается движения по обочинам.

* Максимальная скорость СИМ в России ограничена 25 км/ч (если дорожные знаки требуют двигаться медленнее – надо двигаться медленнее, но на тротуары знаки не распространяются).  

* В плотном пешеходном потоке можно не спешиваться, а двигаться со скоростью пешехода (велосипедисты обязаны спешиваться). 

* На пешеходных переходах требуется спешиваться, но при этом для водителей добавили к ответственности за непропуск на переходе пешеходов теперь и лиц, использующих СИМ.

* Правила обязывают при движении в населенном пункте необходимо использовать ближний свет фар или дневные ходовые огни независимо от освещенности и времени суток. Здесь у владельцев некоторых моделей или типов СИМ могут быть проблемы, если световые приборы не предусмотрены конструкцией транспортного средства (помимо требования о наличии, не отменяются требования ГОСТ по яркости и высоте установки световых приборов – попробуйте их соблюсти на электроскейтборде).

* Световые приборы должны соответствовать схеме: белый или бело-лунный спереди, красный сзади, оранжевый или красный сбоку. Владельцы СИМ обязаны обеспечивать видимость световых приборов другими участниками дорожного движения (испачкались – протираем).

* Из самого определения термина «средство индивидуальной мобильности» следует запрет на перевозку пассажиров. Если раньше можно было повредить своему ребенку лицо рулем безнаказанно, теперь, получается, вполне реально попасть под ответственность по уголовной статье за нарушение правил эксплуатации транспортных средств.


Редакция NSP благодарит Северо-Западную ассоциацию развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры "Пошли-поехали" за консультацию при подготовке материала.