Доля внешнего спроса на жилье в петербургском регионе растет
В 2024 году уже четверть выручки застройщиков, по подсчетам аналитиков, в новостройках Петербурга обеспечили иногородние покупатели. В 2025-м эта тенденция, скорее всего, только усилится.
На фоне общего снижения покупательской активности на рынке недвижимости некоторые из российских регионов окажутся в более выигрышном положении. Один из них – Петербург (включая «ближнюю Ленобласть»), который остается магнитом для экономически активного населения и одним из лучших образовательных центров, а также наращивает туристический потенциал.
Впрочем, справедливо и обратное: петербуржцы стабильно составляют около 10% россиян, нацеленных на приобретение недвижимости за рубежом (Турция, Грузия, Таиланд, ОАЭ).
На протяжении последних лет застройщики фиксируют увеличение спроса со стороны покупателей из других регионов. Скорее всего, эта тенденция продолжится и в 2025-м.
В 2024 году, по расчетам сервиса DataFlat.ru, петербургские застройщики и девелоперы Ленобласти заработали около 650 млрд рублей. Не менее 160 млрд – примерно 25% выручки – принесли на местный первичный рынок покупатели из других регионов.
По словам экономиста Дмитрия Прокофьева, «в Петербург едут те, у кого зубы для Москвы оказались не слишком остры»: «Петербург, безусловно, остается магнитом, городом, привлекательным для переезда. Но будем справедливы: сливки человеческого ресурса все-таки собирает столица. Самые цепкие, заточенные на карьеру стремятся в Москву. Обычно это проходит в два этапа. Сначала – небольшой городок или поселок, затем – областной центр, и уже потом, подготовившись и накопив денег, – в столицу. Оттуда уже никто не возвращается, кроме неудачников». По мнению Дмитрия Прокофьева, на втором месте по притягательности – южные регионы. Но уже не столько для работы, сколько для спокойной жизни на пенсии, после «северов».
Петербург остается привлекательным для выходцев из тех городов, которые имели исторические связи, возникшие в советское время, например, в период Великой Отечественной войны, при массовой эвакуации людей и ленинградских заводов. Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Омск, Томск и др. – «проленинградские» города, где сохранилась память и семейные связи. Но в целом, полагает г-н Прокофьев, массовую миграцию в Петербург тормозят относительно высокая стоимость жилья и высокие, по сравнению со средними зарплатами, затраты на привычный уровень жизни. Кроме того, раньше Петербург оставался «окном в Европу», сейчас эта функция – служить трамплином для следующего переезда – во многом утрачена. Федеральных учреждений немного, из монополистов – только Газпром, но и там идут сокращения; университеты в Москве получше, особенно если иметь в виду не только знания, но и круг полезных знакомств. «Петербургу еще предстоит создать новые точки притяжения для региональной миграции», – заключает Дмитрий Прокофьев.
По данным опроса ВЦИОМ (на октябрь 2024 года), основная причина переезда для россиян – это факторы, связанные с работой (17%). Семейные обстоятельства побуждают к переселению в другой населенный пункт 13%, учеба – 10%. 5% ищут более благоприятный климат (и вряд ли предпочтут Петербург).
По сведениям экспертов ВЦИОМ, Москву и Петербург выбирают по 15% опрошенных, южные регионы – 10%. 14% переезжают внутри своего региона или в соседний, 6% готовы поехать «за длинным рублем» на Север.
Мнения экспертов
Мы попросили наших ньюсмейкеров рассказать о доле «внешних» покупателей в проектах их компаний и о предпочтениях иногородних клиентов, а также порассуждать о том, какие еще регионы (кроме петербургского) будут обладать повышенной привлекательностью для покупателей недвижимости в ближайшее время.
Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (входит в холдинг Setl Group):
– По нашей оценке, в целом интерес к недвижимости в Петербурге и Ленобласти в сегменте «масс-маркет» со стороны региональных покупателей сохраняется на уровне 30–40% в общей структуре продаж. При этом доля региональных сделок у разных застройщиков варьируется в представленном диапазоне. Показатель зависит от ряда факторов, в том числе от применения различных инструментов продаж, от формирования структуры предложения и качества продукта. БОльшая доля приходится на крупные компании, целенаправленно выстраивающие стратегию работы с регионами.
В структуре сделок «Петербургской Недвижимости» (входит в холдинг Setl Group) лидирующие позиции с большим отрывом занимают Москва / Московская область и Мурманская область, максимальная доля которых в 2023 и 2024 годах составляла (суммарно) 11–13%. Доли остальных регионов распределились достаточно равномерно, существенные изменения в 2024 году показал Татарстан, увеличив свою долю по сравнению с 2023 годом.
Екатерина Немченко, коммерческий директор холдинга «РСТИ»:
– Региональные покупатели традиционно занимают заметную долю в объеме продаж РСТИ, и 2024-й не стал исключением. Доля сделок с иногородними клиентами составила порядка 40%. Проекты РСТИ чаще других выбирали жители Приволжского ФО (около 25% от региональных продаж), затем следуют сделки с приезжими из Центрального и Сибирского ФО (19%), сделки с покупателями из Уральского ФО и Дальневосточного ФО на третьем месте (13%).
В 2024-м интерес покупателей из других городов к квартирам европланировок в объектах РСТИ в Петербурге увеличился на 5 п.п. относительно 2023-го. Однако в приоритете по-прежнему классические квартиры – 63%.
Основной спрос региональных покупателей пришелся на 1-комнатные квартиры – 42% сделок, еще 34% приобрели студии. Для сравнения: предпочтения покупателей из Петербурга распределились так: 1-комнатные – 37% и 2-комнатные квартиры – 29%.
41% региональных покупателей выбирали квартиры с чистовой отделкой, еще 25% – с отделкой white box.
У РСТИ есть постоянная специальная скидка для клиентов из регионов. В 2024 году она составляла 30–50 тысяч руб. Мы также предоставляем возможность провести сделку дистанционно.
Региональные покупатели, как и петербуржцы, при выборе жилья руководствуются многими параметрами: близость к метро, транспортная доступность, ориентир на место учебы детей или место работы взрослых, репутация застройщика и др. При этом немаловажную роль играют рекомендации земляков, которые уже приобретали жилье в Петербурге.
Елена Аккуратова, директор по маркетингу «Охта Групп»:
– Петербург и его ближайшие пригороды всегда притягивали активных и целеустремленных людей из регионов.
Например, в жилом квартале «Экография. Квартал у Петергофа» доля региональных покупателей сейчас достигает 10–15%, и цифра постепенно растет. Петергоф, как одна из самых известных локаций в России, сам по себе становится весомым аргументом для покупки. Многие клиенты из регионов – Мурманска, Архангельска, ЯНАО или Москвы – ценят не только престиж места, но и возможность жить в окружении истории и природы. Особой популярностью пользуются 1- и 2-комнатные квартиры, востребована рассрочка.
Для региональных покупателей предусмотрены специальные условия: компенсация стоимости билетов в Петербург и скидка 30 000 рублей за посещение офиса продаж. Это помогает лично оценить объект и принять взвешенное решение.
Интерес к недвижимости в исторически значимых и развивающихся локациях наблюдается не только в Петербурге, но и в других городах. Например, в Петрозаводске реализуется проект «Петровская слобода», который включает жилье бизнес-класса в центре города. Основная аудитория здесь – это местные жители, однако около 10% покупателей приезжают из других городов Карелии, Мурманска, Петербурга и Москвы.
Александр Варданян, заместитель генерального директора ПДК «Созвездие»:
– Можно сколько угодно фантазировать на тему того, какие регионы нашей страны будут наиболее привлекательными у покупателей недвижимости, а какие – менее. Можно анализировать рынок недвижимости прошлых лет и спрогнозировать. Но прежде всего следует понять, какие факторы определяют эту привлекательность. И поскольку это достаточно субъективный показатель, у каждого могут быть свои предпочтения, я осмелюсь выделить следующие:
• экономическая стабильность;
• высокий уровень развития инфраструктуры (социальной, транспортной и инженерной);
• высокий уровень государственной поддержки (особенно в части льготного кредитования покупателей недвижимости).
В России становится все больше регионов, в которых эти параметры усиливаются. Можно выделить Краснодарский край (особенно города черноморского побережья), Республику Татарстан, развивающую индустриальные парки и IT-кластеры, Свердловскую область, столица которой – Екатеринбург – развивается как деловой центр Урала. В дальневосточных и арктических регионах действуют программы льготной ипотеки под 2% годовых.
Но все же Петербург будет оставаться одним из самых привлекательных городов для приобретения недвижимости, как жилой, так и коммерческой.
Несмотря на колебания экономической ситуации в стране, рынок недвижимости Петербурга демонстрирует относительную стабильность. Городская инфраструктура активно развивается, соответственно будет увеличиваться стоимость квадратного метра. Есть девелоперы, которые считают, что в городе, особенно в Центральном районе, не осталось пятен под жилую и коммерческую застройку. Но мы как владельцы таких земель можем заявить об обратном.
Александр Кравцов, управляющий партнер ГК Fizika Development:
– Ситуация с покупателями из регионов год от года остается стабильной, динамика изменений колеблется в пределах 2–3% то в одну, то в другую сторону. Но здесь нужно рассматривать класс конкретного объекта. В наших жилых проектах премиум-класса и элитного сегмента «внешний» спрос – 20% от общего числа сделок. География не столь обширна и объем продаж не такой большой, как в масс-маркете. Среди наших клиентов в проектах Talento и «Моисеенко 10» – покупатели из Москвы, Нижнего Новгорода, Иркутска и Ростова-на-Дону.
В части апартаментов более обширная география, внешний спрос составляет более 30% от общего числа сделок. Это покупатели из Москвы, Сургута, Омска, Новосибирска, Иркутска и Екатеринбурга.
Игорь Бадиков, директор по продажам компании AAG:
– Доля региональных покупателей в компании AAG по итогам 2024 года составила 22%. На 2025 год мы прогнозируем рост до 24–25%, потому что видим постоянное увеличение спроса со стороны жителей других городов. Связываем это с тем, что сейчас постепенно растет доход населения не только в Петербурге и Москве, но и в других регионах. И поэтому все больше людей рассматривают переезд в столичные города.
Наши покупатели похожи по своим интересам, предпочтениям, семейному положению и критериям выбора недвижимости в независимости от региона проживания. Более 52% наших клиентов – люди, состоящие в браке. Основным критерием при выборе проекта у всех покупателей является локация. Те, кто присматривает недвижимость для детей-студентов, дополнительно оценивают близость к метро. Для большинства наших клиентов, с учетом их высокого уровня достатка, важным критерием при выборе дома является архитектура проекта.
При этом у нас есть дополнительная скидка для региональных клиентов, и мы компенсируем стоимость билетов при их предоставлении.
Многие региональные клиенты знают Петербург не хуже тех, кто здесь проживает. Большинство из них уже не раз бывали в городе. Они очень избирательны, потому что покупка недвижимости в Петербурге – для них уже не первый выбор жилья в жизни. Они подходят к ней максимально осознанно. У них уже есть сложившийся образ жизни, такие клиенты четко понимают, чего хотят от окружающей локации, поэтому выбирают очень аккуратно.
В ближайшее время наиболее привлекательными регионами для покупателей недвижимости так и останутся Москва и Петербург. Возможно, немного недооценен Краснодарский край: со временем клиенты начнут обращать на него больше внимания. В то время как рынок Сочи уже перегрет, а цены достигли исторического максимума.
После завершения СВО перспективным с точки зрения развития станет регион Крыма. Уже сейчас там есть интересные предложения. И, возможно, сейчас самое время для инвестиций, потому что цены в регионе еще достаточно выгодные. А после улучшения геополитической ситуации они начнут резко расти.
Антон Агапов, заместитель генерального директора сети апарт-отелей Y’ES:
– Доля региональных покупателей в действующих проектах сети в Петербурге и Москве составляет 25–28%. В новых проектах в Петербурге (YES-Leader и YES-Primorsky) мы уже отмечаем рост до 30% покупателей из других городов и областей. Среди лидеров можно выделить регионы Крайнего Севера и Сибири: Ямало-Ненецкий АО, Красноярский и Приморский края.
Помимо профессиональных инвесторов, есть еще одна значимая группа покупателей – это родители абитуриентов и студентов. Для них приобретение сервисных апартаментов – стратегически выверенное решение, которое, помимо финансовой выгоды, включает и заботу о благополучии детей. Мы нередко слышим от родителей-покупателей, что за счет наличия профессиональной управляющей компании и службы охраны уровень защищенности и безопасности значительно выше в сравнении с теми же квартирами.
Сергей Владимиров, руководитель филиала IBC Real Estate в Санкт-Петербурге:
– Если мы говорим про инвесторов, которые пришли на рынок коммерческой недвижимости Петербурга из регионов (не из Москвы), то их доля минимальна. Эта тенденция, однозначно, более характерна для рынка жилья. В коммерции больше региональных игроков мы увидели после 2022 года. Многие из них приобретали объекты у уходящих иностранцев. Например, «Проспект Групп» (Екатеринбург) приобрела «Охта Молл», «РАМО-М» (юг РФ) купила ТЦ «Парк Хаус», «КАМА Капитал» (Москва) – в процессе приобретения Outlet Village Pulkovo, сеть «Мария Ра» (Барнаул) приобрела БЦ на Вознесенском пр. и на Малой Конюшенной.
Все зависит, конечно, от объекта. Тем не менее что туристы, что региональные инвесторы любят исторический центр города и начинают экспансию именно с него. Но на практике сталкиваются с тем, что активов в центре либо практически нет, либо они стоят слишком дорого. Поэтому в итоге многие переориентируются на менее «центровые» локации.
Вячеслав Желтов, руководитель проекта «Сова Девелопмент»:
– Доля региональных клиентов у нас находится в районе 20–30%, и этот спрос достаточно стабильный. Если говорить о «портрете» регионального клиента, то покупку домов в коттеджных поселках в первую очередь рассматривают люди пенсионного или предпенсионного возраста, как правило, из северных и нефтяных регионов – Тюмень, Сургут, ХМАО. Были у нас клиенты из Якутии, из Норильска, с Дальнего Востока, из Казахстана.
Характерная особенность: если покупатели из Питера и Москвы большей частью рассчитывают на ипотеку (и здесь продажи из-за отмены льготных программ просели), то региональные покупатели чаще приобретают дома за «живые деньги» (и в этом смысле на региональный рынок ситуация с ипотекой повлияла значительно меньше). В основном это люди, которые заработали «на северах» достаточно хорошие деньги и ближе к пенсии перебираются в Подмосковье или под Петербург – в более комфортный климат или ближе к работающим в мегаполисах детям.
Еще одна особенность региональных покупателей: многие из них хотят в качестве первоначального платежа использовать деньги от продажи квартиры в своих городах. Для таких клиентов мы с нашими партнерами, агентскими сетями, используем схему «трейд-ин» или «срочного выкупа». В целом мы очень рассчитываем на региональный рынок, он довольно стабильный и понятный. И из регионов к нам приходят не только конечные покупатели домов, но и инвесторы, которые хотят получать гарантированный пассивный доход. Безусловно, инвестиционные проекты в Подмосковье и в Ленинградской области подразумевают более высокую доходность, чем аналогичные в регионах. Поэтому иногородние инвесторы предпочитают вкладываться в них.
Георгий Патанин, эксперт, руководитель агентства недвижимости:
– Доля региональных покупателей на рынке недвижимости Петербурга в 2024 году заметно увеличилась после спада, наблюдавшегося с 2022-го. С середины прошлого года мы фиксируем рост интереса жителей других регионов к покупке жилья в Петербурге.
Региональные клиенты демонстрируют заметные отличия в предпочтениях по сравнению с петербуржцами. Местные жители, как правило, выбирают недвижимость в районах, где они уже проживают, редко рассматривая возможность переезда в другие части города. Житель Малой Охты с большой вероятностью будет искать жилье там же, не рассматривая Васильевский остров или Выборгский район. Петербуржцы также более терпимо относятся к объектам, расположенным на расстоянии от станций метро, ориентируясь на возможность передвижения на личном транспорте.
Региональные покупатели, напротив, подходят к выбору жилья с меньшими предубеждениями. Не имея устоявшихся представлений о районах города, они часто ориентируются на карту метрополитена. Пешая доступность к метро является ключевым фактором для большинства из них. При этом ожидания по расстоянию варьируются: для москвичей допустимы 20 минут пешком, тогда как для жителей других регионов оптимальными являются 10–15 минут.
Интерес к центральным районам у региональных покупателей традиционно высок, особенно на начальном этапе выбора. Однако при более глубоком анализе многие понимают, что жизнь в центре может быть не самой комфортной из-за узких тротуаров, большого турпотока и т. д. В результате их внимание часто переключается на более спокойные районы с хорошей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой.
Денис Розанов, руководитель отдела продаж апарт-отеля Well:
– Доля иногородних покупателей (по регистрации) у нас составляет 45%, по сравнению с 2023 годом она не изменилась. Прогнозирую ее сохранение и в текущем году.
Что касается нюансов выбора, чаще всего региональные клиенты приобретают один юнит, но не редки и оптовые сделки от двух апартаментов и более. Большинству интересна программа гарантированного дохода. А вот коммерческую недвижимость чаще приобретают местные инвесторы.
Виталий Коробов, генеральный директор ELEMENT:
– Средняя доля региональных покупателей в проектах ELEMENT составляет порядка 20–25%, 10% из которых – жители Москвы и Московской области. Сейчас мы не наблюдаем особого прироста регионального спроса в наших проектах. Тем не менее на этот год у компании стоит цель увеличить присутствие в регионах с высокой покупательской способностью и привлечь клиентов, заинтересованных в инвестиции в стабильные и прогрессивные проекты двух столиц.
Среди пяти проектов ELEMENT можно выделить два, которые особо отличаются от общего среза, – коллекционный дом «1919» и «17/33 Петровский остров». Первый привлекает внимание региональных покупателей (в частности, москвичей) своим позиционированием («клубный дом») и расположением в Московском районе. Второй – один из лидеров среди премиальных ЖК в России, что позволяет ему аккумулировать инвестиционный спрос со всей страны.
Мы можем выделить три основных запроса от регионального покупателя. Первый – покупка для ребенка-абитуриента, поступающего в петербургский университет. Второй – для возрастных родителей, которых взрослые дети хотят «перевезти» в Северную столицу. Наконец, это инвестиционный спрос – как правило, от покупателей из ресурсодобывающих регионов.
Чаще всего региональные клиенты мало разбираются в тонкостях той или иной локации. Поэтому мы четко наблюдаем тенденцию на приобретение недвижимости преимущественно с участием риелтора. Значит, петербургским застройщикам важно укреплять коммуникации с представителями региональных агентств недвижимости – это, к слову, еще одна точка развития нашей компании на этот год.
В ближайшей перспективе интересными для покупателей станут инвестиции в недвижимость Алтайского края, а также южных регионов страны (например, в городах зоны Кавминвод). Причина понятна – мы наблюдаем высокий туристический потенциал этих локаций. К слову, активно продолжится «бум» на сделки от регионалов в Краснодарском крае и Калининградской области – также из-за рекреационной составляющей этих регионов. На фоне активного развития данных территорий инвестиции в доходные, а также жилые комплексы позволят покупателям окупить вложения в короткий срок.
Евгений Бескровный, коммерческий директор LAR DEVELOPMENT:
– Доля региональных покупателей на рынке недвижимости Петербурга остается стабильной, с заметным интересом к проектам комфорт-класса. В нашей компании доля сделок с региональными клиентами в этом сегменте составляет около 15%. Для проектов бизнес-класса показатель значительно ниже, порядка 3–5%.
В 2024 году значительных изменений в структуре сделок с участием региональных клиентов не произошло. Однако в 2025 году можно ожидать небольшой рост, порядка 5–10%. Это обусловлено сохраняющейся привлекательностью Петербурга и Ленинградской области для покупателей из других городов. Причины лежат не только в уровне развития инфраструктуры, но и в более выгодных условиях покупки, включая программы ипотечного кредитования с льготными ставками и гибкие варианты рассрочки.
Покупатели из регионов традиционно ориентированы на комфорт-класс. Этот сегмент привлекает понятным продуктом, который сочетает доступность, транспортную связанность и продуманные планировки. Особый интерес вызывают проекты, расположенные вблизи станций метро или центральных частей города. Важно отметить, что клиенты из регионов привыкли к бОльшим площадям квартир, чем обычно предлагаются в Петербурге, что порой вызывает первоначальное непонимание. Тем не менее грамотные планировки и разъяснительная работа с клиентами помогают снять эти вопросы.
Одним из лидеров по интересу среди региональных покупателей стал жилой комплекс в Антропшино. Это подтверждает, что даже проекты в Ленобласти, при условии хорошо развитой инфраструктуры, могут успешно конкурировать с городскими предложениями.
Елена Соловьева, директор по продажам TIBRGROUP (девелопер апарт-отеля Alba del Mare):
– Наша компания – девелопер из Петербурга, но наши флагманские объекты расположены на крымском побережье, поэтому у нас доля покупателей из других регионов традиционно больше. В прошлом году около 90% сделок в нашей компании проходило при участии иногородних покупателей. Первые три места занимают Москва, Урал и Краснодарский край. Петербург в первой десятке.
По сравнению с 2023 годом ситуация немного изменилась. В 2023 году лидерство было за Архангельском, Евпаторией и Екатеринбургом, Москва занимала лишь пятое место. Но и количество сделок в 2024 году существенно выросло. Это связано с высокой стадией готовности первой очереди комплекса апартаментов, открытием продаж новых лотов в составе второй очереди, а главное – все большей уверенности инвесторов в надежности апартаментов в Крыму как ценного актива, который после стабилизации политической ситуации может вырасти в цене в два раза.
Кирилл Кудинов, основатель инвестиционно-строительной компании Inreit и сети апарт-отелей Port Comfort:
– Доля региональных покупателей в проектах нашей компании за 2024 год выросла ровно вдвое, то есть на 100%. Во многом это связано с запуском двух проектов в Ленобласти. Прежде всего — первого сетевого апарт-отеля в Выборге и по совместительству самого крупного гостиничного объекта в этом городе по объему номерного фонда. Открытие отеля намечено на последний квартал этого года. Вторым региональным проектом для нас стала инвестиционная база отдыха в Приозерском районе на берегу озера Отрадное. Первая ее очередь сдана в декабре, вторые две откроются в течение года.
Предпочтения покупателей из Ленинградской или других областей в нашем случае не отличаются от предпочтений петербуржцев. Наш продукт – сервисные апартаменты в исторических центрах туристических городов. И коренные жители города на Неве, и жители других субъектов РФ понимают, что наиболее высокую доходность приносят отели в популярных среди туристов локациях. Там, где интенсивнее турпоток, максимально востребовано посуточное проживание, дороже аренда, заметнее рост цен на недвижимость и выше ликвидность.
Когда мы предлагаем объекты с такими характеристиками и сопоставимыми прогнозами доходности, их одинаково раскупают как в Петербурге, так и в Выборге; как петербуржцы, так и регионалы. Растущий туристический потенциал Ленобласти для выгодного вложения в гостиничную недвижимость – уже не секрет.
Аналогичные перспективы на фоне развития внутреннего туризма открываются перед такими городами, как Великий Новгород, Казань, Калининград. Их мы тоже рассматриваем для дальнейшего масштабирования и уже ведем переговоры о конкретных объектах недвижимости.
Константин Сторожев, генеральный директор УК VALO Hospitality, председатель экспертного совета РГУД:
– Доля региональных покупателей в проектах VALO достаточно значительная – 44% по итогам 2024 года. Чаще всего среди иногородних инвесторов нами интересуются жители Москвы и Краснодарского края. Финансовых программ для жителей регионов в VALO не предусмотрено, однако спецпредложения для таких покупателей на рынке имеются. Мы делаем ставки на программы рассрочек.
Популярность апарт-отелей среди жителей регионов обусловлена стремлением к надежным инвестициям. Спрос на сервисные апартаменты в Петербурге за год вырос на 40%. Покупатели понимают, что этот актив окупится за 8–10 лет. Это более короткий срок, чем время окупаемости квартиры – от 15 лет. В том числе это стали осознавать жители регионов, где формат апарт-отелей менее привычен.
Региональные покупатели особенно ценят апартаменты с централизованным управлением. Такие проекты обеспечивают привлекательность для туристов (а значит, и доход инвестора), кроме того, УК берет на себя заботы по поиску арендаторов и обслуживанию юнитов. Для жителей других городов это особенно ценно. Им не нужно тратить время и деньги на дорогу, чтобы заселить арендатора или решить сложную ситуацию – все хлопоты берет на себя УК.
Жители из регионов не всегда хорошо знают географию Петербурга, поэтому здесь важную роль в продажах играет концепция проекта. Любой проект человек примеряет на себя, даже если он сам не собирается там жить. Поэтому покупателям из региона особенно важно донести идеологию апарт-отеля. Например, в VALO это концепция «город в городе», где турист может найти любые сервисы прямо на территории отеля.
Что касается других регионов, в первую очередь вложения в апартаменты окупятся в туристических и деловых локациях. Например, VALO участвует в реализации проектов в Крыму и Байкальске как привлекательных для туристов регионах, а также в Новосибирске, поэтому что это крупный деловой центр и транспортный хаб. Большим потенциалом обладают проекты в Краснодарском крае, городах-миллионниках (Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань), в Калининграде и на Алтае.
Светлана Кузьменко, руководитель проекта «Лайф Апарт Октябрьская»:
– В нашем проекте доля региональных (дистанционных) сделок за 2024 год – 15%. Фактически она может быть больше, но договоры, заключенные в Петербурге, мы считаем «местными», даже если инвестор из другого города. В настоящее время мы с банком разрабатываем схему дистанционного оформления с клиентом, находящимся в другой стране, надеюсь, опыт будет удачным.
Региональные инвесторы оговаривают особые условия аренды – с частичным проживанием в своем номере на время визитов в Петербург. Мы идем навстречу такому запросу, при условии уведомления не менее чем за 6 месяцев и не более 30 дней в году. Глубина бронирования в отеле – полгода, оператор заранее выводит номер из продаж на оговоренный период. При этом арендная плата за этот период не начисляется, расходы оплачивает собственник.
Особых финансовых условий в инвестиционном проекте нет, все очень просто – чем раньше заходишь в инвестицию, тем больше рост тела актива и операционная доходность. Для регионалов мы готовим программу тест-драйва – проживание в гостиницах нашего отельного оператора по дружественной цене. Если сделка состоится, мы оплатим счет.
Мария Кононова, директор по маркетингу ИСГ «Мавис»:
– В среднем доля иногородних покупателей в прошлом году варьировалась от 20 до 30%. Данные января 2025-го поддерживают эту тенденцию: доля сделок с покупателями из регионов на данный момент составляет 25%.
При этом предпочтения клиентов менялись на протяжении года. Так, в феврале лидером продаж стал ЖК «Графика», а в ноябре – «Фотограф». Покупатели из регионов, как и клиенты из Петербурга, ориентируются, в первую очередь, на акции, степень готовности проектов и выбор планировочных решений.
Региональные клиенты имеют разное представление о Петербурге: кто-то хорошо знаком с географией города, кто-то никогда не был в Северной столице (и даже сделку мы проводим дистанционно). Но знание города играет не столь существенную роль в выборе квартиры. Основные факторы – материальные возможности покупателя, его семейное положение, социальная жизнь и удаленность от места будущей работы или учебы.
Поскольку практически все наши объекты находятся в Мурино, можем сказать, что этот город стал популярной локацией у региональных клиентов. В первую очередь, благодаря соотношению развитой инфраструктуры и ценовой политики. И, конечно же, один из существенных плюсов – наличие станции метро, которая позволяет быстро и без пробок добраться до любой точки города, что выгодно отличает район Девяткино от других пригородных направлений Петербурга.
Михаил Тёмкин, руководитель проектов сети МФК SMART:
– Мы наблюдаем незначительный рост интереса у региональных покупателей к помещениям свободного назначения сети SMART. Сейчас их доля составляет 30%. Часть спроса из регионов приходит на фоне осуществления выплат контрактникам. При этом мы уверены, что 2025 год покажет новые результаты роста. Драйвером спроса в том числе выступает ставка покупателей на сбережение средств. Наш формат МФК сети SMART пользуется спросом, потому что строится под потребности резидентов определенной направленности (медицина, спорт и т. д.).
80% наших клиентов нацелены на получение арендного потока. Отмечу, что региональный покупатель более терпелив, то есть готов рассмотреть проекты на начальной стадии строительства, ориентируясь на помещения, которые в том числе подходят для федеральных арендаторов (в проектах «Smart Ириновский» и «Smart Гранитная»).
Для региональных покупателей у нас есть рассрочка под 0% до двух лет. Также у инвестора есть возможность привязать платежи по договору к определенным этапам строительных работ.
Светлана Денисова, начальник отдела продаж «БФА-Девелопмент»:
– ГК «БФА-Девелопмент» реализует проекты только в Петербурге, и доля региональных продаж в них остается стабильной, независимо от изменяющегося объема реализации компании и рынка в целом. Многие зарубежные рынки теперь менее доступны для наших граждан, а Петербург остается для региональных покупателей желанным и привлекательным. Несмотря на то, что некоторые регионы теперь могут предложить лучшие условия, например, для сотрудников ИТ-сферы, по программам дальневосточной и арктической ипотеки и пр.
Доля региональных сделок составляет около 24% в ЖК комфорт-класса «Огни залива» и около 27% в бизнесовом объекте «БФА в Озерках». В предыдущие годы региональные сделки также составляли в среднем 25–26%. В наших проектах не практикуется «мелкая нарезка», и «средний регионал» – это покупатель 60-метровой «двушки». На протяжении многих лет системой лояльности у нас предусмотрена символическая скидка для регионалов – 50 тысяч рублей.
Конкуренцию Петербургу составляют столица с ее высокой ценой и Юг, который заметно сдал позиции в силу ряда причин: за минувший год перегретый южный метр подешевел и разочаровал спекулянтов, а ставка по ипотеке 2% на новом побережье Азовского моря стала сильным аргументом для покупателей курортной недвижимости.
Перспективы 2025 года мы видим в сохранении баланса спроса и предложения. Петербург привлекает большое количество покупателей, региональный спрос продолжает оставаться высоким.
Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
– Доля покупателей из регионов в структуре продаж по объектам, как правило, тем больше, чем ниже в них средние цены. Это если говорить именно о статистике, поскольку отдельные примеры есть на любой случай. Например, среди покупателей премиальной недвижимости тоже есть люди из других регионов, и не только из Москвы.
У нас наибольшим спросом у покупателей из других регионов пользуется квартал «Plus Пулковский». Здесь сходится очень много плюсов для них: расположение в административной черте города (не область), малая этажность – больше «воздуха», новый микрорайон со всей инфраструктурой, хорошая обеспеченность машино-местами и пр.
Принципиальные отличия в региональном спросе мы не фиксируем. Но есть пожелание всего нового. Переезд в другой город – это новоселье на максималках. А значит – хорошо бы и новый дом, новый квартал, новые сады и школы, новая окружающая застройка. В этом контексте интерес к проектам квартальной застройки у региональных покупателей всегда был и остается высоким.
Можно отметить предпочтение более бюджетных вариантов и высокий спрос на однокомнатные квартиры и студии. Часто – со стороны молодежи, которую родители отправляют в большой город.
Проекты высотной застройки на периферии города, кстати, тоже пользовались популярностью по сходным мотивам. Много домов и людей – это как бы большой город, куда переезжает человек. И эти ощущения в районах массовой застройки у него постоянны. Но развитие новых малоэтажных проектов, очевидно, изменило ситуацию. Соразмерный формат эстетически выигрывает.
Если потенциальный покупатель из другого региона хорошо разбирается в районах Петербурга, то, скорее всего, он к нашему городу уже давно тяготеет. Возможно, уже жил здесь раньше или здесь живут или когда-то жили его родственники. Или это просто мечта – переехать в Петербург. Так или иначе, у людей, нацеленных на переезд или возвращение в наш город, есть опыт поездок и проживания в Петербурге какое-то время в нетуристическом формате.
Есть и другая категория – они не очень хорошо знают город, но того, что знают – им уже достаточно. Например, люди старшего возраста выбирают место поближе к хорошей медицине. Молодежь – ради учебы или перспективы в карьере. Так или иначе, всегда есть сочетание практических и эмоциональных мотивов.
Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»:
– Доля региональных клиентов у нас в последние годы растет и сейчас составляет порядка 30%. Это напрямую связано с тем, что компания проявляет все бОльшую активность в продвижении своих проектов за пределами Петербурга и Ленобласти. Кроме того, интерес к петербургской агломерации растет на фоне нестабильности в других регионах, постоянного роста турпотоков и внутренней трудовой миграции.
Среди наших кварталов наибольшей популярностью у региональных покупателей пользуются «Янила» и «Окла». Однако их предпочтения сложно привести к общему знаменателю, поскольку клиенты разные: и семейные, и студенты, и пенсионеры. Соответственно, каждый подбирает квартиру исходя из собственных предпочтений, и универсальных сценариев нет.
В нашем арсенале есть специальное акционное предложение «Переезжай в Питер», ориентированное именно на покупателей из регионов. Это единоразовая скидка в размере 2% от стоимости выбранного лота. Иностранцев она тоже касается.
Яна Вирченко, коммерческий директор ГК «Полис»:
– За 2024 год доля региональных покупателей в продажах нашей компании составила 44%, что на 5% ниже результатов 2023 года. Мы связываем это с тем, что больше всего регионалов у нас было в проектах в Приморском районе, где в начале 2024 года мы один объект ввели в эксплуатацию, а в другом продали весомую часть квартир. Более 50% сделок там совершались региональными клиентами. А с 2022 года мы продаем ЖК в Новоселье, квартиры в котором пользуются большим спросом у жителей Петербурга. Тут доля региональных сделок 30–33%. Поэтому с изменением объема продаж по районам меняется и покупатель.
Многое зависит от цели покупки. Когда приобретается жилье для студентов, клиенты чаще всего выбирают ЖК «Полис Приморский 2» или «Полис Лаврики». А если смотрят квартиру для жизни большой семьи или для детей на будущее, рассматривают семейный район Новоселье. В топе, конечно же, Приморский район, тем более там ключи сразу. Второе место занимает район Мурино.
Многие региональные клиенты не привыкли к большим расстояниям. Час до работы, бывает, слишком долго. Поэтому покупатели из регионов чаще при выборе объекта ориентируются на удаленность и скорее предпочтут близость работы наличию парков рядом. В зависимости от того, из какого региона клиент, бывает важно: остекленный балкон или наоборот. На месте тех, кто приезжает к нам с юга страны, я бы выбирала квартиру с окнами на юго-восток или юго-запад.
Роман Корнышев, коммерческий директор ГК «Вертикаль»:
– В нашем ЖК «Наследие» доля региональных покупателей составляет около 20%. Это жители Москвы, Астрахани, Белгорода, Дальнего Востока. Есть представители ближнего зарубежья – например, из Казахстана.
Наша аудитория – семьи, которые переезжают в Петербург, или семьи, которые систематически приезжают в город. Например, клиенты из Казахстана купили в нашем ЖК коммерческое помещение для бизнеса и несколько квартир, чтобы собрать в доме большую семью. Пара из Москвы приобрела квартиру в нашем ЖК в туристических целях: периодически они приезжают в Петербург, чтобы погулять или сходить в театр и при этом не хотят снимать номер в отеле.
Вне зависимости от региона покупатели ценят комфорт ЖК, концепцию, удобство для семьи, транспортную доступность. Наш дом находится рядом со станцией метро «Выборгская» и ориентирован на семейную аудиторию: средняя площадь квартир составляет 80 кв. м. Клубный формат позволяет жить в добрососедской атмосфере.
Надежда Ильина, директор по развитию ГК «Лидер Групп»:
– В 2024 году доля региональных покупателей в сервисном апарт-отеле YESLeader составила порядка 30% от общего количества сделок. Среди представителей регионов наибольшее число пришлось на покупателей из Москвы, Владивостока, Екатеринбурга, Казани и Краснодара.
Основной процент составили профессиональные инвесторы, причем по мере повышения готовности проекта их доля постоянно растет.
Примечательно, что абсолютное большинство столичных инвесторов выбрали наш апарт-отель, потому что ранее уже приобретали апартаменты в других проектах сети апарт-отелей YES, а покупатели из более отдаленных регионов, как правило, пользовались услугами гостиничного сервиса данной сети.